Сайт для всех, кто любит родную землю. При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Деревеньку» обязательна.

Крестьянская усадьба

Талдомская земля родила многих замечательных людей. Историко-литературный музей Талдома постарался сохранить это наследие. Одним из его филиалов  является дом-музей русского поэта, прозаика Сергея Антоновича Клычкова, расположенного в двух километрах от Талдома в деревне Дубровки. Музей пережил много потрясений, но все же выстоял и сегодня его двери широко открыты перед посетителями.

 

Дом-музей С. Клычкова (временно закрыт)


Впервые деревня Дубровки, где расположен дом-музей Сергея Клычкова, упоминается в 1677 году в Кашинской переписной книге. Она – ровесница Талдома. Название ее, скорее всего, связано с близостью реки Дубны, или с растущими здесь когда-то густыми дубравами. Издавна в Дубровках проживали крестьянские семьи, которые занимались в основном башмачным ремеслом. Сапожником был и отец будущего поэта Антон Никитич. «У нас в округе все подряд, зубами расправляя кожу, цветные туфли мастерят для легких и лукавых ножек», - писал Сергей Клычков.
Поэт родился 13 июля 1889 года в старообрядческой семье в небольшом деревянном домишке. На его месте сегодня находится деревенский колодец-журавль. Постепенно семья Клычковых богатела от доходного башмачного ремесла, им занимались все члены семьи. Мать Сергея Клычкова ходила пешком в Москву и торговала там обувью. Нажитый капитал тут же пустили в дело – из кирпича построили сначала один этаж, а спустя некоторое время – второй. Так как место для строительства выбрали болотистое, дом пришлось ставить на дубовых сваях. На первом этаже разместилась башмачная мастерская, а на втором – семья поэта.
Весь усадебный комплекс раскинулся на площади 6 га. Смотрительница дома-музея Клычкова Анна Васильевна Каракина рассказала, что хозяйство было большое, все семейные трудились, не покладая рук, выращивали клубнику, делали прекрасный мед, держали коров и лошадей. А в августе на яблочный спас угощали деревенских детей медом и яблоками. Так в Дубровках сформировалась ремесленническо-крестьянская усадьба. Заведующая домом-музеем Клычкова Татьяна Хлебянкина рассказала, что каждая комната усадьбы была окрашена в различные цвета. Теперь в каждой из них расположены экспозиции музея. В одной из комнат работники музея постарались воссоздать интерьер, передать дух того времени. Большую помощь в этом оказала сестра поэта Вера Антоновна, которая передала в дар музею  бесценные экспонаты. В их числе – стол, буфет и шкаф ручной работы, выполненные из дуба.
Сергей Клычков учился в сельской школе города Талдома. Затем отец отдал сына в реальное училище Фидлера в Москве. В 1905 году участвовал в декабрьском восстании. Первая публикация Клычкова – несколько стихотворений, напечатанных в одном из московских журналов – навеяна революционным духом. В 1908 году, благодаря материальной поддержке Модеста Чайковского, брата знаменитого композитора, посетил Италию, где познакомился с Максимом Горьким. С осени 1908 года Сергей Клычков учился в Московском университете: сначала на естественном, затем историко-филологическом и юридическом факультетах. Был исключен из университета в 1913 году. В этом же году Клычков совершил паломничество в Николо-Пешношский монастырь Дмитровского уезда.
С первых своих поэтических сборников, вышедших в 1911-1913 гг. Клычков заявил о себе как о поэте новокрестьянского направления, созвучном с творчеством Николая Клюева, Сергея Есенина, Петра Орешина. Возрождая в отечественной лирике XX века жанр народной песни, развивая мотивы русского предания и сказки, Сергей Клычков переосмыслял их со своей точки зрения, с опорой на творческий опыт Александра Блока, Сергея Городецкого, Федора Сологуба. В своих произведениях Клычков строил фантазийно-волшебный, полумистический мир русского художественно-мифологического  мышления. В нем обитали Лель и Лада, Садко и Бова, Дубравна и Месяц Медовый. Именно в этот мир поэт бежал от холода, злобы, прагматизма и суеты городского быта. Безусловно, на творчество поэта повлияло детство, проведенное в Дубровках, рассказы о злых и добрых духах, обитаемых в здешних лесах и болотах.
С началом первой мировой войны Сергей Клычков был призван в армию, в 1919 году с молодой женой уехал в Крым, где чудом избежал расстрела.  В 1921 году вернулся в Москву, выпускал поэтические сборники, писал прозу. Из задуманной серии в девяти томах о жизни крестьянства, Сергей Клычков написал всего три. В 30-е годы Клычков активно занимался переводами и литературной обработкой эпоса народов СССР. В 1937 году поэт был арестован по ложному обвинению в принадлежности к антисоветской организации «Трудовая крестьянская партия» и расстрелян. Прах его захоронен в Москве, в Донском монастыре. Дочь Клычкова стала переводчицей, а сын – профессором лингвистики. Каждый год в дом-музей приезжают внуки и правнуки, а в Москве устраиваются литературные чтения, посвященные творчеству поэта. Книги Клычкова изданы большими тиражами за рубежом – во Франции, Чехии, Италии, Польше.
На верхнем этаже дома есть небольшое помещение – светелка, которую Клычков называл голубятней. Здесь поэт творил, здесь принимал гостей. Из окна светелки виден огромный тополь – ровесник усадьбы. Смотритель дома-музея Анна Васильевна Каракина говорит, что в помещениях музея присутствует какая-то светлая энергия, находясь здесь, чувствуется прилив сил, поднимается настроение.
С 30-х годов, после того, как дом опустел, здесь организовали детский дом для детей с умственными недостатками. В 1984 году его закрыли и передали московскому химико-технологическому институту имени Менделеева. За все эти годы усадьба пришла в запустение, имущество растащили. И лишь к 1992 году благодаря местным властям, здесь удалось навести порядок и открыть дом-музей Клычкова.
На первом этаже находится еще один уникальный музей – музей журавля. Он был создан в 1996 году экоцентром «Журавлиная родина» при содействии дружины охраны природы биофака МГУ. Дело в том, что с 1979 года на территории Талдомского района работает заказник «Журавлиная родина». Осенью в нем скапливается самое большое в центральной России предотлетное скопление серых журавлей. В музее журавля собраны уникальные экспонаты, рассказы местных старожилов об этих благородных птицах. На стендах музея – история реликтовых болот, информация о богатой флоре и фауне края. Есть здесь и произведения Михаила Пришвина, Сергея Клычкова о журавлиной земле. О журавлях пишут местные поэты, а дружина биофака МГУ сочинила песню. Сюда часто приезжают на экскурсии школьники Талдомского и соседних районов. А дети из поселка Вербилки, узнав, что чучела журавлей из-за невозможности их содержания забрали в Москву, своими руками сделали из папье-маше целую журавлиную семью. На стенах музея – рисунки журавлей и природы талдомского края. А рядом, на полках – изготовленные из пластилина леший Антютик и хранительница природы царевна Дубравна. Леший Антютик, по преданию, уводит всех зверей и птиц от цивилизации в лесную глушь. Эта тропа, по мнению старожилов, существует до сих пор. Вообще, от старых людей Талдомского района можно услышать много интересных легенд и поверий. Например, на речке Хоча, утверждают старожилы, сохранились останки древнейшего животного – мамонта. А некоторые жители до сих пор верят в существование лешего и кикиморы, которые живут на болотах и пугают людей.
Сегодня дом-музей Сергея Клычкова переживает не лучшие времена. Здание, стоящее на дубовых сваях, нуждается в срочном ремонте. На стенах и потолках от сырости появился грибок, от которого осыпается штукатурка. Три года назад руководство музея обращалось в управление культуры Московской области за материальной помощью, но ответа до сих пор нет. Муниципалитет, правда, выделил на ремонт здания 60 тысяч рублей, но этого, конечно, мало. Территория музея не огорожена, пруд нуждается в очистке. Но музей живет и работает, а его сотрудники надеются на помощь. Эту частичку истории талдомской земли нужно сохранить для будущих поколений.