Герб Мытищинского района
Рождествено-Суворово
Село Рождествено-Суворово Мытищинского района раскинулось на высоком берегу канала им. Москвы. Эта сторонка стала знаменита после того, как ею завладел сначала отец знаменитого полководца Василий Иванович Суворов, а потом и сам Александр. До сих пор село Рождествено манит краеведов со всей России. Вот и я решил проведать родовое имение Суворовых.
С 1678 года и на протяжении почти ста лет село Рождествено принадлежало княжескому роду Барятинских. На окраине села сохранилась небольшая пятиглавая церковь Рождества Богородицы с шатровой колокольней, построенная в 1697 году. Храм был построен в традициях русского зодчества конца XVII века и декорирован в стиле московского барокко. С востока к церкви примыкает трехчастный алтарь, а с запада – небольшая трапезная и крыльцо. Главный престол посвящен Рождеству Богородицы, а в трапезной расположен Никольский придел. Князь Барятинский очень любил строить храмы, а церковь в селе Рождествено получилась особенно роскошной. В 1773 году усадьбу Барятинских приобрел крестник Петра Великого генерал-аншеф Василий Иванович Суворов, отец знаменитого полководца Александра Суворова. Старик отец со своим сыном часто наведывались в соседнее село Никольское-Прозоровское. 44-летний генерал-майор Александр Суворов влюбился в темноглазую княжну Варвару Ивановну Прозоровскую и вскоре женился на ней. По бескрайним полям Суворов когда-то скакал на полуоседланном коне на свидание с невестой. Надо сказать, что семейная жизнь Суворова была несчастной. Он женился на княжне Прозоровской в 1774 году, а уже в 1779 году, уличив жену в измене, начал бракоразводный процесс. Через некоторое время процесс был приостановлен, но в 1784 году Суворов полностью разорвал свои отношения с женой. От брака остались дочь Наталья и сын Аркадий. Некоторые отрывочные сведения об усадьбе Суворова дошли до местных жителей села Рождествено.
Усадебный дом в селе Рождествено не сохранился. На основании скудных архивных данных можно предположить, что дом находился неподалеку от церкви на высоком песчаном холме, откуда открывался великолепный вид на округу. Во время Отечественной войны 1812 года при наступлении на Москву французы сожгли усадебный дом, но церковь Рождества Богородицы оставили нетронутой. Наверное, побоялись Бога. Владел Василий Иванович своим имением недолго – с 1775-го по 1778 гг. После смерти отца имение в селе Рождествено перешло Александру Васильевичу. Василий Иванович был похоронен в склепе под церковью Рождества Богородицы. У южной стороны храма сын поставил ему памятник – саркофаг из белого мрамора. Он хорошо сохранился до наших дней. Из всего усадебного комплекса в Рождествено остались храм, земская школа, построенная в 1915 году и высокие столетние липы.
Церковь Рождества Богородицы
Марфино
Старинная усадьба Марфино, являющаяся оригинальным памятником русской архитектуры XVIII – XIX вв., расположена в районе 39-го километра Дмитровского шоссе. Туристы всегда найдут сюда дорогу, следуя информации указателей. Прославившаяся в свое время дворцово-парковым ансамблем, пышными приемами и театральными представлениями, усадьба Марфино и сегодня представляет одну из замечательных страниц в истории русского зодчества. Известное с XVI столетия, овеянное преданиями, Марфино, так или иначе, связано с именами видных государственных деятелей – Голицыных, Салтыковых, Паниных и представителей русской культуры – Николая Карамзина, Филиппа Вигеля и многих других. Творцами марфинского ансамбля были талантливые крепостные мастера В. Белозеров, Ф. Тугаров и выдающийся русский зодчий М. Быковский, продемонстрировавшие многогранность дарований и незаурядное мастерство.
За годы своего существования Марфино пережило несколько периодов расцвета. Разнообразие вкусов, возможности тех, кто создавал ансамбль, сказались на облике усадьбы. Поэтому в ее постройках оригинально сочетаются формы классицизма со своеобразными формами псевдоготики. Дворцово-парковый ансамбль в Марфине отмечен яркими чертами передовой русской культуры. Популярность его постоянно растет. Тысячи людей приезжают сюда полюбоваться неповторимым произведением усадебного зодчества. В центре на высоком холме высится двухэтажный дворец. Зубчатые гребни, остроконечные башенки, стрельчатые окна делают его похожим на средневековый замок. Перед дворцом вместо привычного парадного двора – огромный пруд, вокруг которого сгруппированы главные постройки усадьбы. Он усиливает эффект пространственности и увеличивает силу художественного впечатления. От центра дворца к пруду террасами спускается широкая каменная лестница, заканчивающаяся пристанью. Слева расположен необычный мост с бойницами – своеобразный парадный въезд в усадьбу, за которым видны две церкви, а справа раскинулся живописный парк с беседками. Хорошо просматривается и хозяйственный двор. Дополняя друг друга, эти постройки вызывают ощущение сказочности. Возникновению этого уникального архитектурно-паркового ансамбля предшествовала трехвековая история усадьбы.
Усадебный комплекс Марфино (закрыт на ремонт)
Графы Панины
Один из Паниных подавлял восстание Стеньки Разина, другой – пугачевский бунт, граф Н.И. Панин участвовал в возведении на престол Екатерины II, был воспитателем Павла I. Его племянник вице-канцлер граф Н.П. Панин был одним из инициаторов заговора против Павла I, он единственный из всех участников был подвергнут опале. Графам Паниным имение принадлежало до 1917 года. Замечательной женщиной была правнучка Н.П. Панина, графиня Софья Владимировна, устроительница знаменитого Литовского народного дома в Петербурге и еще нескольких подобных в других городах. Графиня С.В. Панина была первой в России женщиной – товарищем министра народного призрения, а потом просвещения во Временном правительстве. Большевики посадили ее в тюрьму и устроили громкий суд, но рабочие горячо вступились за нее, и она была оправдана. Ярка ее общественная деятельность в последующие годы, уже за границей – например, в годы Второй мировой войны она собирала помощь советским военнопленным.
Марфино после революции было занято военным санаторием, который сейчас отстроил корпуса на новой территории. Вход на территорию усадьбы платный. Сегодня в усадьбе действует одна из церквей, по-прежнему великолепен готический мост и почти так же прекрасен вид на усадьбу - пруд, спуск к нему, остров, беседки и темный, сильно запущенный парк... Охраны на территории усадьбы нет, войти можно через дыру в заборе. Приятной прогулки ;-))
Мытищинский район находится к северо-востоку от Москвы, примыкая непосредственно к городу. Площадь района около 44 тысячи га. Численность населения – около 192 тысячи человек. Центр Мытищинского района – город Мытищи – третий по числу жителей город в Московской области. Город расположен на западной окраине Мещёрской низменности, на реке Яуза и небольших притоках – реках Работня и Сукромка, всего в 19 км к северо-востоку от Москвы. В старину это был таможенный город, где собирали пошлину – «мыт» – с направляющихся в столицу торговых людей. Право обложения мытом имело лишь государство, но сбор его часто передавали в частные руки. Различалось «сухое» и «водяное» мыто, то есть по дорогам и по рекам. Специальные грамоты, выданные правительством, разрешали не уплачивать мыт.
Впервые Яузское Мытище упоминается в 1460 году. В его окрестностях бывали князья Василий Темный, Андрей Меньшой; цари: Иван Грозный, Борис Годунов. Здесь любили охотиться русские цари Михаил Романов, Алексей Михайлович. Сохранилось немало памятников архитектуры: Благовещенский собор (2-я половина XVII века), старинные усадьбы Марфино, Тайнинское, Никольско-Прозорово, Липки, Неклюдово.
В целом район является одним из развитых в промышленном значении регионов Подмосковья, имеет хорошую транспортную систему. Через Мытищи проходят Рогачевское шоссе, Московско-Савеловская ветка железной дороги, рядом – международный аэропорт Шереметьево. Мытищинский район богат лесами и водоемами (46 и 9% от площади района соответственно). В районе расположены водохранилища: Пестовское, Клязьминское, Пяловское, Пироговское, Учинское, Икшинское.
ЛетописьФермерыДворянеКалендарьСловарь
Есть в тридцати пяти километрах от Москвы старинное село Федоскино. Живописно раскинувшись на холме, смотрит оно в маленькую речушку Учу. Здесь, в этом тихом, уютном селении берет свое начало история народной лаковой миниатюры в России. Село Федоскино известно с XV века, тогда оно было владением бояр Вельяминовых. Сохранилась деревянная церковь Николая Чудотворца постройки 1875 года, спроектированная архитектором А.Н. Померанцевым.
Искусство лаковой живописи возникло несколько тысячелетий назад в Китае. Лаком покрывали домашнюю утварь и посуду, конскую упряжь и луки со стрелами, украшали экипажи. Из Китая лаковое искусство распространилось в Корею и Японию, Индию и Персию. В XVII веке мастерские по производству изделий с росписью «под Китай» появились в Европе. Немецкий город Брауншвейг известен не только брауншвейгской колбасой, но и мануфактурой Иоганна Штобвассера, на которой делали декорированные лаком изделия из «жеваной бумаги» – папье-маше. В XVIII – XIX вв. предметы из папье-маше, украшенные лаковой миниатюрой – шкатулки, чайницы, табакерки, сигаретницы – пользовались большой популярностью в различных слоях русского общества: от аристократии до простого горожанина. Их декоративное убранство и живописные сюжеты раскрывают целый мир представлений и образов старой России. Массовое производство этих изделий началось в 1795 году, когда московский купец П.И. Коробов в подмосковном селе Данилково (ныне Федоскино) основал фабрику по производству лаковых козырьков для головных уборов обмундирования русской армии. Он вывез несколько мастеров из немецкого города Брауншвейга со знаменитой лаковой фабрики Штобвассера и с их помощью наладил у себя производство лаковых табакерок и прочих изделий из папье-маше. Это были коробочки, украшенные незатейливым орнаментом и табакерки, на крышки которых наклеивались бумажные картинки-гравюрки, покрытые сверху светлым лаком. На картинках обычно изображались события недавней истории – эпизоды войны 1812 года, военных действий русско-турецкой войны.
Художественная миниатюра
В годы Великой Отечественной войны на фабрике работало около 60 человек. Художников на фронт старались не отправлять, их не привлекали к тяжелым работам и тщательно оберегали.
Стилистика произведений федоскинских мастеров находилась в постоянном развитии. 1950-е годы принесли преобладающее увлечение станковизмом, при котором создавались копии картин известных художников – Шишкина, Перова, Васнецова, Левитана. Это была хорошая школа для художников. В 1960-х годах появились новые подходы к декоративным решениям федоскинских изделий. Произошло возрождение промысла, появились авторские произведения, несущие новое понимание миниатюрной живописи на папье-маше, стали применяться ранее не используемые материалы и технологии. Особое внимание уделялось форме и назначению предметов, введению сюжетов с камерным звучанием. В темах преобладали теплые лирические мотивы. Именно в это время сложилась целая плеяда талантливых художников: М.С. Чижов, И.И. Страхов, С.П. Рогатов, Н.И. Балашов, В.Д. Липицкий, А.И. Козлов, Г.И. Ларишев, В.Д. Антонов, М.Г. Пашинин и другие. До сих пор своим мастерством с молодым поколением делится художник с 50-летним стажем Нона Иосифовна Кузнецова. На 60-е годы приходится расцвет федоскинской живописи советского периода, тогда на производстве работало около 400 человек. В те годы мастера увлеченно работали над изображениями окрестностей родного села, видов подмосковной природы, создавали портреты исторических лиц и современников. Им удалось, не отрываясь от реалистического исполнения, привнести в искусство Федоскино мотивы русских сказок. Технология лаковой живописи позволила раскрыть эти темы ярко и выразительно.
В настоящее время художники Федоскина пишут миниатюры на исторические и сказочные темы, создают композиции, отображающие будни и праздники, архитектуру, пейзажи. Создана целая галерея портретов выдающихся деятелей культуры, искусства, политиков. Появляется все больше заказов от госструктур, корпораций. А заказы, как считает главный художник фабрики Елена Генриховна Моисеева – это рабочие места, достойная заработная плата. Очень хотелось бы, чтобы уникальный федоскинский промысел, стоящий в одном ряду с «Жостовом», «Гжелью» не погиб под каблуком бюрократии и «отцов приватизации», а наоборот, зажил бы второй жизнью и подготовил еще немало мастеров миниатюрной живописи.
Бюст "Матрос Железняк" в Федоскине
P.S. В Федоскине родился А.Г. Железняков (больше известный как матрос Железняк) – участник разгона Учредительного собрания в январе 1918 года. В селе установлен его бюст. Тропа к нему давно заросла мхом и травой…