Герб Дмитровского района
Успенский собор в Дмитрове
Основатель Дмитрова Юрий Долгорукий
Город Дмитров был основан в 1154 году князем Юрием Долгоруким как пограничная крепость западной окраины еще более древней Суздальской земли, лежавшей между Волгой и Окой. В 1154 году Князь Юрий Долгорукий находился на реке Яхроме «в полюдье», то есть в княжеском объезде за сбором дани. В это время у него родился сын, которому он дал, по старому обычаю, двойное имя: Дмитрий (христианское) и Всеволод (княжеское) и в его честь заложил новый город. Здесь в 1301 году состоялся исторический съезд четырех князей – Даниилы Московского, Михаила Тверского, Ивана Переяславского и Андрея Владимирского. В память об этом историческом событии герб города и поныне украшает изображение четырех корон на горностаевом поле.
1929 год считается годом образования Дмитровского района, в который на тот момент вошли семь волостей бывшего Дмитровского уезда и ряд населенных пунктов Сергиевского и Клинского уездов. В 1930 году волости как административные единицы были ликвидированы. Впоследствии границы района неоднократно менялись. Наиболее существенная из этих перемен произошла в 1935 году, когда территория района была поделена на две части – собственно Дмитровский и Коммунистический с центром в Рогачеве. 1 января 1958 года Коммунистический район снова был присоединен к Дмитровскому.
Город Дмитров был центром территории, именуемой «Повельским станом». Его границы на востоке проходили по реке Веле, которая, в свою очередь, впадала в Дубну. С северо-запада граница проходила по реке Дубне, а с юга—по рекам Сестре и Клязьме. На протяжении столетий Дмитров играл значительную роль как центр Дмитровского удельного княжества, а затем был центром обширного по территории уезда. Несмотря на все испытания Дмитровский уезд сохранил свои границы, целостность и статус.
Сегодня достойный правопреемник древней земли—Дмитровский муниципальный район, в который вошли пять городских и шесть сельских поселений.
А.М. Васнецов. "Дмитров в XVI веке"
Дмитрову суждено было пережить и осады, и пожары, и разорения. Но он всегда возрождался и расцветал. Во время междоусобных войн киевский князь Святослав Всеволодович, воевавший с Суздальской землей, сжег город Дмитров. В 1214 году московский князь Владимир со своей дружиной на пути к Ярославлю осадил город, но не смог сломить отважных дмитровцев. В начале XIII века Дмитров представлял собой отлично укрепленную крепость, способную выдержать неприятельскую осаду. В это время город окружали многочисленные предместья. Но в 1238 году Дмитров вместе с окрестностями был разорен и разграблен во время татаро-монгольского нашествия. Впоследствии многие десятилетия он являлся яблоком раздора между Переславль-Залесским, Тверским, а затем и Московским княжествами. Но город сохранился, войдя в состав великого княжества Московского.
Тяжело отразились на жизни населения Дмитровской земли события «Смутного времени» 1604-1613 гг. В августе 1608 года с 7 тысячами солдат литовский шляхтич (дворянин) Ян Сапега прибыл в тушинский лагерь Лжедмитрия II, в сентябре 1608 года осадил Троице-Сергиев монастырь. Сапега руководил действиями отрядов, направленных для захвата городов Замосковного края. Во время осады монастыря военные отряды Сапеги ежедневно отправлялись в разные стороны для сбора продовольствия и денежных средств для наемников. Они грабили города, не говоря уже о беззащитных деревнях, где творили насилия, отбирали у крестьян скот и хлеб, обрекая их на голодную смерть, сжигали избы. Получив отпор под Троице-Сергиевым монастырем, поляки в январе 1610 года отошли к Дмитрову, захватили город и сожгли его. Так произошло и со многими деревнями Дмитровского уезда. На месте бывших крестьянских дворов оставались лишь пустыри, а пашни постепенно зарастали густым лесом.
Большие перемены в жизни города произошли во второй половине XVIII века. Появилось много купцов, которые занимались в основном хлебной и мясной торговлей. Они покупали, по свидетельству известного историографа Герарда Фридриха Миллера, у местных крестьян в год около 300 тысяч пудов муки и отправляли ее сухим путем в Петербург. Вот как описан Дмитров в «Географическом лексиконе Российского государства», изданном в 1778 году: «Дмитров, город Московской губернии, при реке Яхроме; купечества в сем городе тысяча двести шесть душ, которое производит всякими внутренними товарами изрядный торг; а сверх того славится сей город хорошими наливными яблоками».
На начало XIX века в Дмитрове числилось 6 харчевен, 45 постоялых дворов и 14 кузниц. Из домов – 594, в том числе 534 купеческих и мещанских, 2 дворянских, 28 церковнослужительских, дом городничего и 5 питейных домов. В 1811 году в Дмитрове было несколько промышленных заведений – мишурная фабрика, ленточная, две суконные, 4 кожевенных завода, 2 сальных и 1 солодовенный завод. В 1898 году И.М. Галкин основал чугунолитейный завод, выполнявший литейные работы на заказ. К середине столетия Дмитров так и оставался городом торговцев и мелких ремесленников. До конца XIX века в городе наблюдался застой из-за значительного уменьшения населения. Центром жизни Дмитрова всегда был рынок. Деревянные торговые ряды, построенные еще в начале XIX столетия, располагались в центре города. По дороге к рынку находились кузницы и трактиры. На базарной площади дежурили извозчики.
Советская площадь. 30-е годы XX века
Советская площадь. Послевоенные годы
1929 год считается годом образования Дмитровского района, в который на тот момент вошли семь волостей бывшего Дмитровского уезда и ряд населенных пунктов Сергиевского и Клинского уездов. В 1930 году волости как административные единицы были ликвидированы. Впоследствии границы района неоднократно менялись.
Оборона города. Декабрь 1941 года
Наиболее существенная из этих перемен произошла в 1935 году, когда территория района была поделена на две части – собственно Дмитровский и Коммунистический с центром в Рогачеве. 1 января 1958 года Коммунистический район снова был присоединен к Дмитровскому. Началась новейшая история края.
Летопись утверждает, что на месте Дмитрова ранее существовало населенное место – Великое полюдье. В древние времена полюдьем называли процесс сбора дани с подвластного населения. Полюдье существовало на Руси с длубокой древности до XII века. Осенью или зимой князь с дружиной отправлялся в земли зависимых племен и собирал дань. Впоследствии княгиня Ольга для сбора полюдья устроила специальные пункты (погосты). Название реки Яхрома было связано с приездом князя Юрия Долгорукого и его жены, которая, оступившись, воскликнула: «Ах, я хрома». Интересно отметить, что название Яхрома есть не только в Московской, но и в Тверской, Владимирской областях. Известны также названия со сходным корнем Яхробол, Яхреньга. Российский лингвист, профессор Петр Саввич Кузнецов производил название реки от финских слов «йок рокма», означавших печальная река. Современные исследователи не дают пока объяснения этому названию. Вероятно, название Яхрома принадлежит языку одного из племен, населявших этот край до прихода славян, возможно, древнефинскому племени меря.
Существуют две версии чудесного появления Креста в Дмитрове. Одно из преданий рассказывает, что в 1291 году во время княжения Дмитрия Александровича, сына святого Александра Невского, слепая от роду девица, в пятницу перед Пятидесятницею, купаясь в реке Яхроме, внезапно прозрела. Она и сбежавшиеся на ее крик люди увидели плывущий по реке против течения Крест. Это первая версия. А вот вторая: в Дмитров Крест был принесен в 1417 году, с целью оградить город от морового поветрия. Впоследствии Крест хранился в Успенском соборе Дмитровского кремля и не раз являл чудодейственные свойства. Православные люди в течение многих веков шли к нему с молитвой и получали исцеления.
В 1920 году, по благословению епископа Дмитровского Серафима Звездинского, в Дмитрове организовалось Братство Животворящего креста Господня. Но в 1924 году эта святыня была изъята из Успенского собора и в течение многих лет находилась в фондах Третьяковской галереи. Неоднократные обращения Дмитровского благочиния с просьбой возвратить Крест неизменно получали отказ Министерства культуры. В 2004 году реликвия была перенесена в церковь Николая Чудотворца, расположенную на территории Третьяковской галереи. Проблема возвращения святыни на дмитровскую землю остается открытой.