Сайт для всех, кто любит родную землю. При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Деревеньку» обязательна.

Сергиево-Посадский район

 

Троице-Сергиева Лавра

 

Свято-Троицкая Сергиева Лавра – крупнейший православный мужской монастырь России, расположенный в центре города Сергиев Посад, на реке Кончуре. Монастырь был основан в XIV веке преподобным Сергием Радонежским. С 1688 года – Патриаршая ставропигия. 8 июля 1742 года императорским указом Елизаветы Петровны монастырю был присвоен статус и наименование Лавры. 22 июня 1744 года последовал указ Святейшего Синода архимандриту Арсению об именовании Троице-Сергиева монастыря Лаврою. Монастырь был закрыт 20 апреля 1920 года Декретом Совета Народных Комиссаров «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры». Служба в Лавре возобновлена весной 1946 года. В отдельные моменты истории Троице-Сергиева Лавра играла весьма заметную роль в политической жизни Северо-Восточной Руси: монастырь был опорой московских правителей, принимал участие в борьбе противтатаро-монгольского ига, противодействовал сторонникам правительства Лжедмитрия II в «Смутное время».

 

 

Многочисленные архитектурные сооружения Троице-Сергиевой Лавры выстроены лучшими зодчими страны в XV – XIX вв. Ансамбль монастыря включает более 50 зданий различного назначения. Самое раннее сооружение в монастыре – четырёхстолпный крестово-купольный Троицкий собор из белого камня, выстроенный в 1422 году на месте деревянного одноименного храма. Это один из немногих сохранившихся образцов московского белокаменного зодчества XIV – XV вв. Вокруг Троицкого собора постепенно сформировался архитектурный ансамбль Лавры. Он построен преемником основателя монастыря Никоном «в честь и похвалу» преподобному Сергию Радонежскому, а заложен в год прославления последнего во святых. Над иконостасом собора работали знаменитые русские иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Для этого иконостаса была написана Рублёвым икона «Святая Троица». С юга к Троицкому собору примыкает Никоновская церковь постройки 1552 года. К западной половине южной стены собора, на месте, где, по преданию, была келья преподобного Сергия, присторена Серапионовская палатка (нынешняя – постройки 1783 года) – над мощами Новгородского архиепископа Серапиона, скончавшегося в монастыре. Здесь также погребены митрополит Иоасаф (Скрипицын) и Дионисий Радонежский. Второй по возрасту лаврский храм – Духовский (или храм Сошествия Святого Духа на Апостолов) – воздвигнут в 1476 году. Он сложен из кирпича и представляет собой классический пример псковского зодчества. Завершается он невысокой синекупольной колокольней. Крупнейшее сооружение монастыря – Успенский собор. Он воздвигнут в 1559-1585 гг. по образцу Успенского собора Московского Кремля. В работе над иконостасом принимал участие Симон Ушаков. Фрески выполнены в 1684 году Дмитрием Григорьевым и другими мастерами. К северо-западному краю собора примыкают могилы Бориса Годунова и его семьи, над которыми в 1780 году была сооружена шатровая палатка (не сохранилась). С юго-западной стороны к Успенскому собору примыкает так называемая Надкладезная часовня, сооружённая в нарышкинском стиле (конец XVII века). Вблизи западной стены Лавры располагаются казначейские и больничные палаты, последние – с церковью соловецких Зосимы и Савватия – единственным шатровым храмом монастыря. За храмом – Крепостная и Келарская палаты (XVI – XVII вв.). С восточный стороны, за святыми вратами, над широким арочным проёмом, служащим продолжением торжественного входа в монастырь – пятиглавая надвратная церковь Иоанна Предтечи стиля московского барокко. Она построена на средства купцов Строгановых на месте старой надвратной церкви во имя Сергия Радонежского. Одна из архитектурных доминант – монастырская трапезная с церковью Сергия Радонежского (построена в 1686-1692 гг.) в южной части Лавры. Специалистами она почитается одним из лучших образцов московского барокко. Росписи внутри трапезной относятся к XIX веку. Резной позолоченный иконостас в Сергиевской церкви был поставлен в 1948 году из разрушенного московского храма Николы Большой Крест, что у Ильинских ворот. Царские чертоги у северной стены Лавры служили покоями, в которых жил царь Алексей Михайлович во время своих приездов в монастырь. К XVII веку также относятся братские кельи на юго-востоке монастыря и Экономический корпус. Ряд интересных сооружений создан на территории Лавры и в XVIII веке: небольшая Михеевская церковь рядом с трапезной, выросшая в 1734 году над местом погребенияМихея радонежского; Смоленская церковь (церковь Одигитрии), построенная, на средства графа А.Г. Разумовского. Поставленный после возобновления Лавры иконостас в Смоленской церкви – из уничтоженной московской церкви Параскевы Пятницы, что на Пятницкой улице; трёхэтажные Митрополичьи покои, бывшие резиденцией московских архиереев (XVI – XVII вв.); пятиярусная Лаврская колокольня. Рядом с колокольней – обелиск, установленный в 1792 году в память о славных делах и событиях, бывших в обители. Сооружения XIX века на территории Лавры незначительны (корпуса Московской Духовной академии с академическим Покровским храмом и Церковно-археологическим кабинетом); за юго-западными стенами, в Пафнутьевом саду, расположены здание бывшей богадельни, которое теперь используется в качестве помещения Московской Духовной академии, и Странноприимный дом. В конце 1980-х гг. был построен новый актовый зал Академии и новый спальный корпус. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры находится под охраной ЮНЕСКО.

 

Троице-Сергиева Лавра

 

Гагино

 

Внутри Спасской церкви села Гагино веет прохладой – до полного восстановления храма еще далеко, потому и гуляет ветер повсюду. На церковных стенах – газетные вырезки с изображением Спасской церкви и старые фотографии знаменитого русского певца Федора Ивановича Шаляпина и его супруги итальянской балерины Иолы Торнаги. Вчитываюсь в статьи и с удивлением узнаю, что именно в Спасской церкви села Гагино 27 июля (по старому стилю) 1898 года венчался Шаляпин с красавицей-итальянкой. Обоим было тогда по 25 лет. В графе «Поручители по женихе» метрической книги церкви села Гагино значилось: «Коммерции Советник Савва Иоаннов Мамонтов и сын титулярного советника Валентин Николаевич Сабанин». Поручителями по невесте выступили «Статский Советник Симон Николаев Кругликов (музыкальный критик) и художник Константин Алексиев Коровин». Шаляпин так описывал это событие: «Живя у Любатович на даче, я обвенчался с балериной Торнаги в маленькой сельской церковке. После свадьбы мы устроили смешной какой-то турецкий пир: сидели на полу, на коврах и озорничали, как малые ребята. Не было ничего, что считается обязательным на свадьбах: ни богато украшенного стола с разнообразными яствами, ни красноречивых тостов, но было много полевых цветов и немало вина».

 

Спасский храм села Гагино

 

Богородское

 

На въезде в поселок Богородское (ныне городское поселение Богородское) отовсюду видна стела, на которой написана дата 1491-2008. Его жители отметили 517 лет со дня образования родного села. Уникальный народный промысел хранится здесь с незапамятных времен – в Богородском мастерят деревянные игрушки. Прихватив фотоаппарат, отправляюсь в Сергиево-Посадский район.

Поселок Богородское уютно расположился на живописном холме, на берегу реки Куньи, левого притока Дубны. В прошлом на его месте располагалось село Богородское Рождественской волости. Волость впервые была упомянута в завещании Великого московского князя Василия Темного 1461-1462 гг. В дальнейшем волость завещалась наследникам московского престола. Первое упоминание села Богородское встречается в духовной грамоте московского боярина Андрея Михайловича Плещеева, написанной им в августе 1491 года. Село с деревнями и пустошами являлось одной из вотчин боярина, которую он завещал своему второму сыну Федору Чешихе.

История богородской игрушки начинается с легенды, которую мне рассказали старожилы. В маленькой деревушке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор жители деревни Богородское и занялись «игрушечным» ремеслом. Традиционная богородская игрушка – это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина. Символом промысла до сих пор считаются «мужик и медведь».

Сохранились деревянные промыслы в других регионах России. Например, в Нижегородской области. Однажды оттуда мне пришло письмо от моего читателя Владимира Хрыкова:

"Добрый вечер, уважаемый Игорь! Меня зовут Владимир. В прошлом году мы начали возрождение одного небольшого села Новинки в Чкаловском районе Нижегородской области. А знаменем его возрождение послужило возрождение древней деревянной игрушки - Новинской. Мне кажется для Вашего проекта, могут быть интересны Новинки и новинская игрушка. Будем всегда рады участию в проекте или иных проектах. http://hrykovvladimir.blogspot.ru/2012/04/blog-post_11.html

С уважением и пожеланием успешного развития! Хрыков Владимир".

 

«Да не будет свято место пустым!»

 

Радонеж – самое удивительное место Сергиево-Посадского района. Этот необыкновенный клочок русской земли располагается у основания южного склона Клинско-Дмитровской гряды, на левом берегу речки Пажи. Радонеж был основан, предположительно, в XI веке расселявшимися по Волго-Окскому междуречью славянами. Об этом свидетельствует его название, которое представляет собой притяжательную форму личного славянского имени Радонег. Около середины XII века Радонеж вошел в состав территории Ростово-Суздальского княжества, а в первой четверти XIII века – в состав великого княжества Владимирского. После татаро-монгольского нашествия 1237-1240 гг. княжества Северо-Восточной Руси стали частью Золотоордынского государства. Ханские чиновники провели перепись населения и обложили его данью. Сбором дани и надзором за подвластной территорией стали ведать баскаки. Эти ханские наместники сидели, в частности, в Радонеже. Об этом свидетельствуют названия пустошей Ханская и Баскакова, которые находились в окрестностях поселения. Кроме того, в народной памяти сохранились сведения о капище Белые Боги, в котором молились баскаки. Оно располагалось на холме, возвышающемся к востоку от Радонежа.

 

Сергий Радонежский

 

Во второй четверти XIV века Радонеж вошел в состав образовавшегося в 1263 году Московского княжества. Баскаков сменили княжеские наместники. Теперь они занимались сбором налогов и судебными делами. Для них самих, их помощников и челяди была построена большая усадьба с церковью, посвященной празднику Рождества Христова. В 1328 году в Радонеж переселился ростовский боярин Кирилл – отец святого Сергия Радонежского, впоследствии основавшего Троице-Сергиеву лавру в 15 км от Радонежа. После смерти Ивана Калиты Радонеж отошёл его вдове Ульяне, а после смерти последней – ее внуку Владимиру Андреевичу Серпуховскому. После его смерти в 1410 году Радонеж принадлежал как столица удела его сыну Андрею Владимировичу Радонежскому, который и превратил Радонеж в городок, насыпав крепостные валы основанием 5 м, и высотой 3 м и построив на них деревянный кремль.

Царь Иван III сделал Радонеж центром особого уезда. В 1491 году он перевел в Радонеж ярмарку, которая проходила в Троицком монастыре, а в 1505 году завещал город своему сыну Василию. При Василии или вскоре после его смерти в городе был создан ям (почтовая станция). При Иване Грозном там было 40 ямщиков. В царствование Грозного город пришел в упадок. Окончательно добило его «Смутное время»: во время похода литовского шляхтича Яна Сапеги на Троице-Сергиев монастырь (1608 -1610 гг.) он был дотла разорен польскими отрядами. В 1616 году Михаил Федорович передал его Троице-Сергиевому монастырю. В это царствование, на месте Радонежа было «10 дворов крестьянских да 13 дворов бобыльих». Село Радонежский городок, или просто Городок, принадлежало монастырю до 1764 года, когда церковные земли были секуляризованы и отошли в казну.

В 1836-1842 гг. в селе на средства прихожан была выстроена каменная Преображенская церковь с приделом Преподобного Сергия Радонежского в трапезной. Иконы написаны местными мастерами во второй половине XIX века. Фрагментарно сохранившаяся настенная роспись относится к 1870-м годам. Храм долгое время простоял разрушенным, и лишь сегодня его удалось почти полностью восстановить. Как и прежде, его купола видны отовсюду. Мастерам удалось восстановить росписи, иконостас. Теперь на престольный праздник Преображения, который празднуется в Радонеже 19 августа, в храме не протолкнуться – эти святые места посещают тысячи прихожан. По словам жительницы соседнего города Хотьково Надежды Федоровны Рындиной, глядя на побеленные стены Преображенской церкви, ко многим людям приходит умиротворение. Сама Надежда Федоровна часто посещает эти благодатные места: вместе с супругом спускается по крутому склону к святому источнику, набирает в пластиковые бутылки святую воду, которую пил когда-то сам Сергий Радонежский. На речке Паже местное духовенство устроило целых две купели для совершения омовения во время Крещения. Одна из них закрытая, оборудована освещением. Возглавляет Радонежское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры игумен Севастиан.

29 мая 1988 года рядом с Преображенским храмом был установлен памятник преподобному Сергию Радонежскому. У основания холма лежит каменный параллелепипед с надписью: «Сергию Радонежскому благодарная Россия». В октябре 1989 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР село Городок было переименовано в село Радонеж. Профессор Московского Университета, историк Иван Михайлович Снегирев в одной из статей, посвященных Радонежу, писал: «Здесь нельзя не благоговеть к месту, освященному бытностию святыни храмов и пребыванием Преподобного основателя Дома святой Троицы и осеняемому невидимым присутствием Ангелов – их блюстителей. Радонеж достоин соответственного ему памятника, который бы указывал прохожему богомольцу следы великого подвижника, отчизнолюбца, споспешника русскому оружию, миротворца и чудотворца. Да не будет свято место пустым!»

В селе Радонеж осталось совсем мало жителей. Один из них – Леонид Антонович Терлецкий – да и тот приезжает с супругой лишь на летний сезон. У Леонида Антоновича есть внук. Молодой человек с помощью металлоискателя нашел однажды в окрестностях Радонежа несколько старинных монет, датированных XIII – XIV вв. Находки так увлекли парня, что поиски он решил продолжить. Для многочисленных посетителей возле храма установлен небольшой магазин, где всегда можно купить сувениры, книги, запастись освященной водой. Но не только для паломников и туристов святой Радонеж стал излюбленным местом. Любят приезжать сюда и новобрачные. Чтобы еще раз прикоснуться к нашей священной истории, попросить у святого Сергия Радонежского помощи и поддержки в своей уже совместной семейной жизни.