Сайт для всех, кто любит родную землю. При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Деревеньку» обязательна.

Словарь устаревших слов

Амбар – один из видов хозяйственных построек, предназ­начавшийся для хранения зерна, муки и др.

Аршин – устаревшая мера длины, в России вошла в употребление с XVI века. 1 аршин равен 16 вершкам или 71,12 см.

Бобыли в Русском государстве XV- начала XVIII вв. главным образом обедневшие феодально-зависимые люди, которые не несли государственного тягла. Со 2-й половины XV века появились частновладельческие сельские и городские бобыли, занимавшиеся земледелием, ремеслом, мелкой торговлей или работавшие по найму. Бобыли платили своему владельцу оброк – бобыльщину.

Братчина– праздник, пиршество, проводимое за общий счет (складчина). Такие праздники на древней Руси устраивали деревенское общество, ремесленные и купеческие братства (союзы). На таких сборищах нередко решались некоторые общественные дела, право же этих собраний часто охранялось законом.
Вотчина – термин «вотчина» произошел от слова «отчина», то есть отцовское право. Иными словами – собственность, наследственное владение лугами, пашнями, лесами, а также разнообразными строениями, животными и инвентарем, плюс к этому – право на феодально-зависимых крестьян.
Вериги – железные цепи, надеваемые на тела с религиозно-аскетическими целями.

Верста– мера длины чуть более 1 км. Существовала так называемая межевая верста. Эта мера длины применялась при определении расстояний между населенными пунктами России.

Волость – административно-территориальная   единица, применяемая в России с XI века по 1930 год, позже уездно-волостная система была заменена на районную. В XIII - XIV вв. волостное деление распространилось на так называемые черные (государственные, дворцовые, боярские, монастырские) земли. Волости предоставлялись князьям в «кормление». В XVII веке в связи с учреждением городовых воевод волость потеряла значение самостоятельной административной единицы, но в XVIII веке были учреждены волостные правления. После февральской буржуазной революции 1917 года волость стала формально единицей всесословного «самоуправления»; после Великой Октябрьской революции, когда вся земля была передана крестьянам, волость раздробилась. В 1923 году началось укрупнение волостей и в 1928-1930 гг. волостная система была заменена на районную.

Говение – один из обрядов православной церкви, смысл которого состоит в подготовке верующих к таинствам причастия и исповеди (покаяния). В период говения помимо запрета принятия в пищу определенных продуктов запрещались и супружеские (интимные) отношения.

Городище – остатки древнего укрепленного поселения или города. Городище обычно представляло площадку, часто защищенную рекой, оврагами, земляным валом, частоколом или стенами из камня, дерева, глины, обнесенными рвом.

Дворянство сословие светских землевладельцев, обладавших наследственными привилегиями; вместе с духовенством составляло господствующий класс в феодальном обществе; в ряде стран в той или иной степени сохранило свои привилегии и при капитализме.
Детёныши в России в XVI-XVII вв. категория населения, феодально-зависимого от монастырей. В неё входили бездомные дети, выросшие в монастыре, и наёмные работники, поставленные в сходные с ними социальные условия. Детеныши не имели своей пашни; большинство пахало землю монастыря, другие занимались ремёслами, получая жалованье. Детеныши часто находились в кабальной зависимости.
Дрань (драница) – тонкие деревянные планки (дощечки) для обивки стен и потолка под штукатурку и для устройства кровли.
Духовная грамота – завещание в России XII-XVIII вв.
Жалованная грамота – законодательный акт.

Жито – любой зерновой, немолотый хлеб: рожь, пшено ячмень, овес.

Завалинка – один из строительных приемов для утепления подпола у зданий. Завалинку чаще всего делали из земли со всех сторон дома.

Загата – обкладка избы с наружной стороны соломой для утепления.
Закупы категория зависимого населения Древней Руси. Закупы получали от феодала орудия производства и обязаны были работать на его полях, но имели и своё хозяйство. Расплатившись с господином за ссуду (купу), закуп мог стать свободным. В отличие от полного холопа, закупа нельзя было убить; закупы могли уходить от феодала на заработки, а также обращаться в суд с жалобами на господина. В случае побега закуп мог быть превращен в раба. Обращение закупа в раба без законного основания влекло освобождение закупа от долга и возврат ему свободы. В Великом княжестве Литовском в XIV-XVI вв. закупы – должники феодалов, которые до выплаты долга обязаны были работать в хозяйстве господина наравне с холопами.
Залежь – пашня, которая длительное время не обрабатывалась. Кратковременная, до 15 лет, залежь в лесостепной зоне называлась залогом, а в степной – перелогом.

Замосковный край – название территории Русского государства, охватывавшей в основном владения древней Ростово-Суздальской земли – в бассейне верхней Волги, по левому берегу Оки, её левых притоков (Москвы, Клязьмы и др.). В XIV – XV вв. Замосковный край был основой, на которой складывалось Русское централизованное государство. В XVI – XVII вв. это наиболее густонаселённая и экономически развитая часть Русского государства. По административному делению 1708 года Замосковный край вошёл в основном в состав Московской губернии.

Зябь– вспашка, зябленая вспашка, летне-осенние обработки почвы под посев яровых культур весной следующего года.

Изгои (от гоить – жить) – на Руси XI-XII вв. люди, вышедшие («выжитые») в силу каких-либо обстоятельств из своего обычного общественного положения. Первоначальные сведения об изгоях содержатся уже в Русской правде, в уставной грамоте 1150 года смоленского князя Ростислава Мстиславича и в церковном уставе князя Всеволода Гавриила Мстиславича.

Кабак– питейное заведение низшего разряда. Первый кабак был открыт в Москве в 50-х годах XVI века Иваном IV Грозным для опричников.

Казенное ведомство – крестьяне, принадлежащие государству (казне).

Кика (кичка) – женский головной убор в виде кокошника с двумя выступами – «рожками» или высоким лобником.

Княжья ночь – рыболовная повинность в пользу князя. Название произошло оттого, что рыбу ловили в основном ночью.

Кормчая книга – сборник церковных и всесветских законов XIII века.

Коллегия экономии – учреждение, ведающее государственной отраслью.

Коллежский асессор – гражданский чин VIII класса в Табели о рангах, соответствующий чину майора или капитана в армии. До 1845 года давал потомственное дворянство, затем – только личное.

Коллективизация – непосредственный переход крестьянства от мелкого индивидуального хозяйства к крупному коллективному.
Крестьянство (от рус. «крестьянин», первоначально – христианин, человек; в совр. значении – с конца XIV века) – самый древний и многочисленный из общественно-экономических классов, составляющий и в современных условиях свыше половины населения земного шара. В досоциалистических формациях крестьянство – совокупность мелких сельскохозяйственных производителей, ведущих индивидуальное хозяйство собственными средствами производства и силами своей семьи, при социализме – совокупность членов сельскохозяйственных кооперативов (преимущественно производственных), совместно владеющих средствами производства и ведущих коллективное хозяйство.
Крупорушка (от слов «крупа» и «рушить») – небольшое предприятие или машина по очистке и переработке зерна в крупу. От мельницы отличается «размером» продукции (мельница перемалывает зерно в порошок, крупорушка только дробит его). Используют на крупозаводах или крупоцехах для переработки пшеницы, гречихи, проса, ячменя, кукурузы,гороха, овса, риса, сои.
Ктитор – лицо, выделившее средства на восстановление православного храма или монастыря. В России с XVII века ктиторами стали иногда называть церковных старост в приходских храмах.
Кулачество (рус. термин от слова «кулак», первоначально синоним к словам «выжига», «мироед», обозначал человека, наживавшегося грабительской эксплуатацией, ростовщичеством и спекуляцией; с 1890-х использовался для обозначения формирующейся буржуазии деревни) – деревенская буржуазия. К. возникло в крестьянской среде в ходе развития товарного производства и оставалось верхушечной, зажиточной частью крестьянства до тех пор, пока последнее сохраняло черты докапиталистического класса-сословия. В массе своей кулаки мало отличались по уровню культуры и быта от крестьян, участвовали в земледельческом труде.
Кутья – рисовая каша с изюмом, которую раздают на поминках.

Лапти – обувь, сплетенная из тонких полосок лыка или бересты, иногда для прочности в лапти вплетали кожаные ремешки, подошву обшивали слоем кожи.
Межевая грамота – документ с описанием границ земельных владений.

Мирра – вещество, употребляемое в церкви при совершении таинства миропомазания, при освящении церкви, при помазании на престол царей. В состав миро входят: оливковое масло, белое виноградное вино и ароматические вещества.
Новоприходцы («новопорядчики»)– категория феодально-зависимого населения в Русском государстве в XV-XVII вв. «Новоприходцы», в отличие от старожильцев, были обедневшие крестьяне, чаще всего утратившие свой земельный надел и не имевшие средств вести собственное хозяйство. Они селились на земле феодала, заключали с ним договор («порядную запись»), по которому по истечении льготных лет они обязаны были нести государственное тягло и повинности в пользу феодала и становились равными крестьянам-старожильцам.
Овин – одна из хозяйственных подсобных построек, в которой на жердях, укрепленных под потолком, подвешивались снопы хлеба, конопли, льна с целью их просушки перед тем, как начать обмолот.
Переписные книги – сводные документы подворных переписей мужского пола податных дворов.
Перелог – земля под паром.
Писцовые книги – сводные описания хозяйств для податного земельного обложения.
Патриаршие окладные книги – приказы центральных учреждений Московской патриархии, ведавшими вотчинами сбором пошлин.
Поместье – это комплекс феодальной земельной собственности и связанных с ней прав на феодально-зависимых крестьян.

Пономарь – низший церковный служитель в православной церкви, обязанный звонить в колокола, петь на клиросе и прислуживать при богослужении.

Починки – первый крестьянский дом с прочими хозяйственными постройками в заново строящейся деревне.

Пошлина (мыт) – налог, взимаемый на провоз товара, погон скота, денежный сбор товара. Пошлиной называли в старинуподарки жениху от гостей в виде продуктов.

Писцовые книги – своды хозяйственных описаний, проводившихся в Русском государстве в XV – XVII вв. Составлялись московскими дьяками и подьячими, специально назначившимися правительством. Описывались, как правило, город с уездом или несколько небольших уездов. Объектами описаний были городские укрепления, лавки, дворы города, его население, все волости, села и деревни уезда, пахотные земли с чётким разделением их по качеству, сенокосы, лесные, рыбные и прочие угодья.

Приправочные книги – сокращенный вариант писцовых книг.

Притвор, нартекс – составляет самую западную часть храма и отделяется от средней части храма глухой стеной. Эта часть храма соответствует двору ветхозаветной скинии, куда могли входить не только иудеи, но и язычники. В притвор христианского храма могли входить не только оглашенные и кающиеся, известные под именем слушающих, но и иудеи, еретики, раскольники и язычники, для слушания слова Божия и поучения. В древности в притворе устраивалась крещальня, то есть купель для крещения.

Пуд – единица веса (массы), применявшаяся в России, Белоруссии и на Украине. Впервые упоминается в документах XII века. Равнялся 49 фунтам или около 16,38 кг. Вместе с др. единицами старой русской системы мер был отменен в СССР в 1924 году, но иногда ещё встречается в материалах о производстве сельскохозяйственной продукции.

Пустошь – заброшенные, невозделанные участки земли.

Рамение – густой лес в соседстве с пашней.

Ревизская душа – представитель мужского пола.

Рогатина – охотничье или боевое оружие пехоты в виде копья с длинным широким лезвием. У некоторых видов рогатин ниже лезвия были одно, чаще два поперечных рожка (шила) в виде серпа.

Саваоф – один из эпитетов Бога в иудейской и христианской традициях. Это имя может означать как «Господь воинств Израилевых», так и «Господь воинств Ангельских». В Ветхом Завете слово Саваоф начинает встречаться с Первой книги Царств.

Сажень – старая русская мера длины, впервые упоминающаяся в русских источниках в начале XI века. Прямая сажень в 152 и в 176 см определялась размахом рук человека от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой. Так называемая косая сажень – размером в 216 и 248 смопределялась расстоянием от пальцев ноги до конца пальцев руки, вытянутой по диагонали. После Октябрьской революции 1917 года с введением метрической системы мер сажень перестала употребляться.

Серебреники крестьяне в Северо-Восточной Руси XIV-XVI вв., взявшие в долг у господина серебро как средство платежа. Помимо самого долга, серебренники должны были выплачивать проценты либо деньгами, либо несением в пользу господина отработочных повинностей («изделье»).

Стольник – придворный степенью ниже боярина.

Секуляризация – конфискация государством церковной и монастырской собственности.

Стан – административно-территориальная единица.

Сошная грамота – документ, дающий привилегии корпорациям купцов и территориально-профессиональным объединениям до начала XVIII века.

Служная слобода – слобода, где проживали монастырские слуги.
Смерды наименование феодально-зависимых крестьян в Древней Руси и в некоторых других славянских странах. В источниках XI-XII вв. Смерды отмечены в Киевской Руси, в Польше, у полабских славян. Смерды на Руси – крестьяне-земледельцы, постепенно утрачивавшие свободу (полностью или частично), правовое положение отдельных групп которых было различным.
Судебник – старинное собрание законов.
Ставропигия (греч. ??????? - «крест», ??????? - «устанавливать, водружать») – статус, присваиваемый православным монастырям, лаврам и братствам, а также соборам, делающий их независимыми от местной епархиальной власти и подчинёнными непосредственно Патриарху или Синоду.
Старожильцы категория крестьян феодальной Руси XIV-XVII вв. Термин «старожильцы» в этом значении встречается в источниках XIV-XVII вв.; появился в XIV веке в силу необходимости отмежевать старинных феодально-зависимых крестьян от увеличившейся массы «новоприходцев».
Троица – обозначение бога в христианской теологии. Считалось, что бог един по своей сущности, но существует как три личности: бог-отец, бог-сын и бог-святой дух. Все лица троицы равносущны и извечны.
Уезд – административно-территориальная единица, возникшая в процессе образования единого Русского государства (XV-XVI вв.)
Усадьба – комплекс жилых, хозяйственных, парковых и других построек, составляющих единое архитектурное целое.
Финифть – роспись на металле расплавленной эмалью.
Хата – у жителей русских южных областей, украинцев и белорусов так называется жилое помещение с печью, иногда и вся постройка с сенями и хозяйственными помещениями. Хата могла быть срубная, плетневая, глинобитная и пр.

Холопы категория феодально-зависимых людей в России XX - начала XVIII вв. По правовому положению приближались к рабам. Термин «холоп» впервые встречается в летописи под 986. В XI-XII вв. употреблялся для обозначения различных категорий зависимого населения и особенно рабов.

Хутор – сельское поселение, состоящее из одного двора. Чаще всего хутора возникали в ходе освоения новых земель.

Целовальник – должностное лицо. Наименование произошло от присяги, даваемой вступающими в должность. Процедура эта заключалась в целовании креста.

Церковная десятина – отчисление в пользу церкви десятой части всех денежных и натуральных доходов верующих.

Чеботарь – сапожник.

Черносошные крестьяне категория сельского населения России в XIV-XVII вв., зависимого непосредственно от феодального государства, а не от частных владельцев. К середине XVI века черносошные крестьяне исчезли в центральных районах страны.

Чулан – подсобное помещение, кладовая, обычно не имеющая окон.

Шкалик – маленький сосуд для крепких вин.

Щи – один из самых распространенных на Руси видов горячей жидкой пищи. Основные компоненты их – мясо и капуста. Щи без мяса называют постными.

Юрьев день – 26 ноября. До 90-х годов XVI века за неделю до Юрьева дня и в течение недели после него разрешался переход крестьян от одного феодала к другому.
Язычество – принятый в богословии и частично в исторической науке термин, обозначающий дохристианские и нехристианские религии. В более узком смысле слово обозначает политеистические религии, основанные на поклонении многим богам, фетишам и т.п. Боги язычества олицетворяли стихии природы. Например, славянский Даджбог – бог Солнца. Были и наиболее низшие божества: демоны, духи лесов, нимфы, дриады, лешие, водяные. Суть языческого культа – магическое воздействие на природу. На Руси языческая религия существовала до 988 - 989 гг., т.е. до крещения Руси.

Ям – почтовая станция или селение на почтовом тракте, где проезжающим меняли лошадей.

Ярмарка (нем. ежегодный рынок) – регулярный рынок (торг), организуемый в традиционно определенном месте. В связи с возраста­нием роли городов ярмарки в Х – XI вв. играли большую роль как единственно крупные пункты сосредоточения обмена товаров.