Амбар – один из видов хозяйственных построек, предназначавшийся для хранения зерна, муки и др.
Аршин – устаревшая мера длины, в России вошла в употребление с XVI века. 1 аршин равен 16 вершкам или 71,12 см.
Бобыли – в Русском государстве XV- начала XVIII вв. главным образом обедневшие феодально-зависимые люди, которые не несли государственного тягла. Со 2-й половины XV века появились частновладельческие сельские и городские бобыли, занимавшиеся земледелием, ремеслом, мелкой торговлей или работавшие по найму. Бобыли платили своему владельцу оброк – бобыльщину.
Братчина– праздник, пиршество, проводимое за общий счет (складчина). Такие праздники на древней Руси устраивали деревенское общество, ремесленные и купеческие братства (союзы). На таких сборищах нередко решались некоторые общественные дела, право же этих собраний часто охранялось законом.
Вотчина – термин «вотчина» произошел от слова «отчина», то есть отцовское право. Иными словами – собственность, наследственное владение лугами, пашнями, лесами, а также разнообразными строениями, животными и инвентарем, плюс к этому – право на феодально-зависимых крестьян.
Вериги – железные цепи, надеваемые на тела с религиозно-аскетическими целями.
Верста– мера длины чуть более 1 км. Существовала так называемая межевая верста. Эта мера длины применялась при определении расстояний между населенными пунктами России.
Волость – административно-территориальная единица, применяемая в России с XI века по 1930 год, позже уездно-волостная система была заменена на районную. В XIII - XIV вв. волостное деление распространилось на так называемые черные (государственные, дворцовые, боярские, монастырские) земли. Волости предоставлялись князьям в «кормление». В XVII веке в связи с учреждением городовых воевод волость потеряла значение самостоятельной административной единицы, но в XVIII веке были учреждены волостные правления. После февральской буржуазной революции 1917 года волость стала формально единицей всесословного «самоуправления»; после Великой Октябрьской революции, когда вся земля была передана крестьянам, волость раздробилась. В 1923 году началось укрупнение волостей и в 1928-1930 гг. волостная система была заменена на районную.
Говение – один из обрядов православной церкви, смысл которого состоит в подготовке верующих к таинствам причастия и исповеди (покаяния). В период говения помимо запрета принятия в пищу определенных продуктов запрещались и супружеские (интимные) отношения.
Городище – остатки древнего укрепленного поселения или города. Городище обычно представляло площадку, часто защищенную рекой, оврагами, земляным валом, частоколом или стенами из камня, дерева, глины, обнесенными рвом.
Дворянство – сословие светских землевладельцев, обладавших наследственными привилегиями; вместе с духовенством составляло господствующий класс в феодальном обществе; в ряде стран в той или иной степени сохранило свои привилегии и при капитализме.
Детёныши – в России в XVI-XVII вв. категория населения, феодально-зависимого от монастырей. В неё входили бездомные дети, выросшие в монастыре, и наёмные работники, поставленные в сходные с ними социальные условия. Детеныши не имели своей пашни; большинство пахало землю монастыря, другие занимались ремёслами, получая жалованье. Детеныши часто находились в кабальной зависимости.
Дрань (драница) – тонкие деревянные планки (дощечки) для обивки стен и потолка под штукатурку и для устройства кровли.
Духовная грамота – завещание в России XII-XVIII вв.
Жалованная грамота – законодательный акт.
Жито – любой зерновой, немолотый хлеб: рожь, пшено ячмень, овес.
Завалинка – один из строительных приемов для утепления подпола у зданий. Завалинку чаще всего делали из земли со всех сторон дома.
Загата – обкладка избы с наружной стороны соломой для утепления.
Закупы – категория зависимого населения Древней Руси. Закупы получали от феодала орудия производства и обязаны были работать на его полях, но имели и своё хозяйство. Расплатившись с господином за ссуду (купу), закуп мог стать свободным. В отличие от полного холопа, закупа нельзя было убить; закупы могли уходить от феодала на заработки, а также обращаться в суд с жалобами на господина. В случае побега закуп мог быть превращен в раба. Обращение закупа в раба без законного основания влекло освобождение закупа от долга и возврат ему свободы. В Великом княжестве Литовском в XIV-XVI вв. закупы – должники феодалов, которые до выплаты долга обязаны были работать в хозяйстве господина наравне с холопами.
Залежь – пашня, которая длительное время не обрабатывалась. Кратковременная, до 15 лет, залежь в лесостепной зоне называлась залогом, а в степной – перелогом.
Замосковный край – название территории Русского государства, охватывавшей в основном владения древней Ростово-Суздальской земли – в бассейне верхней Волги, по левому берегу Оки, её левых притоков (Москвы, Клязьмы и др.). В XIV – XV вв. Замосковный край был основой, на которой складывалось Русское централизованное государство. В XVI – XVII вв. это наиболее густонаселённая и экономически развитая часть Русского государства. По административному делению 1708 года Замосковный край вошёл в основном в состав Московской губернии.
Зябь– вспашка, зябленая вспашка, летне-осенние обработки почвы под посев яровых культур весной следующего года.
Изгои (от гоить – жить) – на Руси XI-XII вв. люди, вышедшие («выжитые») в силу каких-либо обстоятельств из своего обычного общественного положения. Первоначальные сведения об изгоях содержатся уже в Русской правде, в уставной грамоте 1150 года смоленского князя Ростислава Мстиславича и в церковном уставе князя Всеволода Гавриила Мстиславича.
Кабак– питейное заведение низшего разряда. Первый кабак был открыт в Москве в 50-х годах XVI века Иваном IV Грозным для опричников.
Казенное ведомство – крестьяне, принадлежащие государству (казне).
Кика (кичка) – женский головной убор в виде кокошника с двумя выступами – «рожками» или высоким лобником.
Княжья ночь – рыболовная повинность в пользу князя. Название произошло оттого, что рыбу ловили в основном ночью.
Кормчая книга – сборник церковных и всесветских законов XIII века.
Коллегия экономии – учреждение, ведающее государственной отраслью.
Коллежский асессор – гражданский чин VIII класса в Табели о рангах, соответствующий чину майора или капитана в армии. До 1845 года давал потомственное дворянство, затем – только личное.
Коллективизация – непосредственный переход крестьянства от мелкого индивидуального хозяйства к крупному коллективному.
Крестьянство (от рус. «крестьянин», первоначально – христианин, человек; в совр. значении – с конца XIV века) – самый древний и многочисленный из общественно-экономических классов, составляющий и в современных условиях свыше половины населения земного шара. В досоциалистических формациях крестьянство – совокупность мелких сельскохозяйственных производителей, ведущих индивидуальное хозяйство собственными средствами производства и силами своей семьи, при социализме – совокупность членов сельскохозяйственных кооперативов (преимущественно производственных), совместно владеющих средствами производства и ведущих коллективное хозяйство.
Крупорушка (от слов «крупа» и «рушить») – небольшое предприятие или машина по очистке и переработке зерна в крупу. От мельницы отличается «размером» продукции (мельница перемалывает зерно в порошок, крупорушка только дробит его). Используют на крупозаводах или крупоцехах для переработки пшеницы, гречихи, проса, ячменя, кукурузы,гороха, овса, риса, сои.
Ктитор – лицо, выделившее средства на восстановление православного храма или монастыря. В России с XVII века ктиторами стали иногда называть церковных старост в приходских храмах.
Кулачество (рус. термин от слова «кулак», первоначально синоним к словам «выжига», «мироед», обозначал человека, наживавшегося грабительской эксплуатацией, ростовщичеством и спекуляцией; с 1890-х использовался для обозначения формирующейся буржуазии деревни) – деревенская буржуазия. К. возникло в крестьянской среде в ходе развития товарного производства и оставалось верхушечной, зажиточной частью крестьянства до тех пор, пока последнее сохраняло черты докапиталистического класса-сословия. В массе своей кулаки мало отличались по уровню культуры и быта от крестьян, участвовали в земледельческом труде.
Кутья – рисовая каша с изюмом, которую раздают на поминках.
Лапти – обувь, сплетенная из тонких полосок лыка или бересты, иногда для прочности в лапти вплетали кожаные ремешки, подошву обшивали слоем кожи.
Межевая грамота – документ с описанием границ земельных владений.
Мирра – вещество, употребляемое в церкви при совершении таинства миропомазания, при освящении церкви, при помазании на престол царей. В состав миро входят: оливковое масло, белое виноградное вино и ароматические вещества.
Новоприходцы («новопорядчики»)– категория феодально-зависимого населения в Русском государстве в XV-XVII вв. «Новоприходцы», в отличие от старожильцев, были обедневшие крестьяне, чаще всего утратившие свой земельный надел и не имевшие средств вести собственное хозяйство. Они селились на земле феодала, заключали с ним договор («порядную запись»), по которому по истечении льготных лет они обязаны были нести государственное тягло и повинности в пользу феодала и становились равными крестьянам-старожильцам.
Овин – одна из хозяйственных подсобных построек, в которой на жердях, укрепленных под потолком, подвешивались снопы хлеба, конопли, льна с целью их просушки перед тем, как начать обмолот.
Переписные книги – сводные документы подворных переписей мужского пола податных дворов.
Перелог – земля под паром.
Писцовые книги – сводные описания хозяйств для податного земельного обложения.
Патриаршие окладные книги – приказы центральных учреждений Московской патриархии, ведавшими вотчинами сбором пошлин.
Поместье – это комплекс феодальной земельной собственности и связанных с ней прав на феодально-зависимых крестьян.
Пономарь – низший церковный служитель в православной церкви, обязанный звонить в колокола, петь на клиросе и прислуживать при богослужении.
Починки – первый крестьянский дом с прочими хозяйственными постройками в заново строящейся деревне.
Пошлина (мыт) – налог, взимаемый на провоз товара, погон скота, денежный сбор товара. Пошлиной называли в старинуподарки жениху от гостей в виде продуктов.
Писцовые книги – своды хозяйственных описаний, проводившихся в Русском государстве в XV – XVII вв. Составлялись московскими дьяками и подьячими, специально назначившимися правительством. Описывались, как правило, город с уездом или несколько небольших уездов. Объектами описаний были городские укрепления, лавки, дворы города, его население, все волости, села и деревни уезда, пахотные земли с чётким разделением их по качеству, сенокосы, лесные, рыбные и прочие угодья.
Приправочные книги – сокращенный вариант писцовых книг.
Притвор, нартекс – составляет самую западную часть храма и отделяется от средней части храма глухой стеной. Эта часть храма соответствует двору ветхозаветной скинии, куда могли входить не только иудеи, но и язычники. В притвор христианского храма могли входить не только оглашенные и кающиеся, известные под именем слушающих, но и иудеи, еретики, раскольники и язычники, для слушания слова Божия и поучения. В древности в притворе устраивалась крещальня, то есть купель для крещения.
Пуд – единица веса (массы), применявшаяся в России, Белоруссии и на Украине. Впервые упоминается в документах XII века. Равнялся 49 фунтам или около 16,38 кг. Вместе с др. единицами старой русской системы мер был отменен в СССР в 1924 году, но иногда ещё встречается в материалах о производстве сельскохозяйственной продукции.
Пустошь – заброшенные, невозделанные участки земли.
Рамение – густой лес в соседстве с пашней.
Ревизская душа – представитель мужского пола.
Рогатина – охотничье или боевое оружие пехоты в виде копья с длинным широким лезвием. У некоторых видов рогатин ниже лезвия были одно, чаще два поперечных рожка (шила) в виде серпа.
Саваоф – один из эпитетов Бога в иудейской и христианской традициях. Это имя может означать как «Господь воинств Израилевых», так и «Господь воинств Ангельских». В Ветхом Завете слово Саваоф начинает встречаться с Первой книги Царств.
Сажень – старая русская мера длины, впервые упоминающаяся в русских источниках в начале XI века. Прямая сажень в 152 и в 176 см определялась размахом рук человека от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой. Так называемая косая сажень – размером в 216 и 248 см – определялась расстоянием от пальцев ноги до конца пальцев руки, вытянутой по диагонали. После Октябрьской революции 1917 года с введением метрической системы мер сажень перестала употребляться.
Серебреники – крестьяне в Северо-Восточной Руси XIV-XVI вв., взявшие в долг у господина серебро как средство платежа. Помимо самого долга, серебренники должны были выплачивать проценты либо деньгами, либо несением в пользу господина отработочных повинностей («изделье»).
Стольник – придворный степенью ниже боярина.
Секуляризация – конфискация государством церковной и монастырской собственности.
Стан – административно-территориальная единица.
Сошная грамота – документ, дающий привилегии корпорациям купцов и территориально-профессиональным объединениям до начала XVIII века.
Служная слобода – слобода, где проживали монастырские слуги.
Смерды – наименование феодально-зависимых крестьян в Древней Руси и в некоторых других славянских странах. В источниках XI-XII вв. Смерды отмечены в Киевской Руси, в Польше, у полабских славян. Смерды на Руси – крестьяне-земледельцы, постепенно утрачивавшие свободу (полностью или частично), правовое положение отдельных групп которых было различным.
Судебник – старинное собрание законов.
Ставропигия (греч. ??????? - «крест», ??????? - «устанавливать, водружать») – статус, присваиваемый православным монастырям, лаврам и братствам, а также соборам, делающий их независимыми от местной епархиальной власти и подчинёнными непосредственно Патриарху или Синоду.
Старожильцы – категория крестьян феодальной Руси XIV-XVII вв. Термин «старожильцы» в этом значении встречается в источниках XIV-XVII вв.; появился в XIV веке в силу необходимости отмежевать старинных феодально-зависимых крестьян от увеличившейся массы «новоприходцев».
Троица – обозначение бога в христианской теологии. Считалось, что бог един по своей сущности, но существует как три личности: бог-отец, бог-сын и бог-святой дух. Все лица троицы равносущны и извечны.
Уезд – административно-территориальная единица, возникшая в процессе образования единого Русского государства (XV-XVI вв.)
Усадьба – комплекс жилых, хозяйственных, парковых и других построек, составляющих единое архитектурное целое.
Финифть – роспись на металле расплавленной эмалью.
Хата – у жителей русских южных областей, украинцев и белорусов так называется жилое помещение с печью, иногда и вся постройка с сенями и хозяйственными помещениями. Хата могла быть срубная, плетневая, глинобитная и пр.
Холопы– категория феодально-зависимых людей в России XX - начала XVIII вв. По правовому положению приближались к рабам. Термин «холоп» впервые встречается в летописи под 986. В XI-XII вв. употреблялся для обозначения различных категорий зависимого населения и особенно рабов.
Хутор – сельское поселение, состоящее из одного двора. Чаще всего хутора возникали в ходе освоения новых земель.
Целовальник – должностное лицо. Наименование произошло от присяги, даваемой вступающими в должность. Процедура эта заключалась в целовании креста.
Церковная десятина – отчисление в пользу церкви десятой части всех денежных и натуральных доходов верующих.
Чеботарь – сапожник.
Черносошные крестьяне – категория сельского населения России в XIV-XVII вв., зависимого непосредственно от феодального государства, а не от частных владельцев. К середине XVI века черносошные крестьяне исчезли в центральных районах страны.
Чулан – подсобное помещение, кладовая, обычно не имеющая окон.
Шкалик – маленький сосуд для крепких вин.
Щи – один из самых распространенных на Руси видов горячей жидкой пищи. Основные компоненты их – мясо и капуста. Щи без мяса называют постными.
Юрьев день – 26 ноября. До 90-х годов XVI века за неделю до Юрьева дня и в течение недели после него разрешался переход крестьян от одного феодала к другому.
Язычество – принятый в богословии и частично в исторической науке термин, обозначающий дохристианские и нехристианские религии. В более узком смысле слово обозначает политеистические религии, основанные на поклонении многим богам, фетишам и т.п. Боги язычества олицетворяли стихии природы. Например, славянский Даджбог – бог Солнца. Были и наиболее низшие божества: демоны, духи лесов, нимфы, дриады, лешие, водяные. Суть языческого культа – магическое воздействие на природу. На Руси языческая религия существовала до 988 - 989 гг., т.е. до крещения Руси.
Ям – почтовая станция или селение на почтовом тракте, где проезжающим меняли лошадей.
Ярмарка (нем. ежегодный рынок) – регулярный рынок (торг), организуемый в традиционно определенном месте. В связи с возрастанием роли городов ярмарки в Х – XI вв. играли большую роль как единственно крупные пункты сосредоточения обмена товаров.