Сайт для всех, кто любит родную землю. При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Деревеньку» обязательна.

Фарфоровое наследие

Сельцо Вербильцево – так назывались Вербилки с XVII до XIX вв. Упоминание о сельце Вербильцево встречается в документах XVI века, когда оно принадлежало жителю города Дмитрова Ртищеву. Вот выписка из Дмитровской писцовой книги 1627 года: «в том селце и в пустошах написано пашни худые земли 50 чети в поле, а в дву потому ж, сена 435 копен, лесу пашенного 63 десятины». Одно время сельцом владел боярин Семен Никитич Урусов. Он был женат на дочери фельдмаршала Бориса Петровича Шереметьева и владел селом 10 лет. Князь Урусов происходил из новой московской знати. Его родословная шла не от русских князей, потомков Рюрика, а чуть ли ни от древних египетских фараонов.

 


1766 год считается годом основания в сельце Вербилки английским купцом Францем Яковлевичем Гарднером знаменитого фарфорового завода. В 1767 году на реке Якоти Гарднер поставил мельницу, на которой машины мололи  кварц и белую глину. Когда производство фарфора достигло высокого уровня и качества, Гарднер в своем челобитье в 1777 году выдвинул требование о прекращении ввоза в Россию европейского фарфора. В 1874 году в Вербилках на фарфоровом заводе числилось 777 мастеров, они вырабатывали продукции на 208 тысяч рублей в год. Это был момент наивысшего подъема в деятельности предприятия при Гарднерах. В 1892 году фарфоровый завод в Вербилках приобрел известный русский промышленник Матвей Сидорович Кузнецов, значительно увеличивший производство фарфоровых изделий. На протяжении длительного времени фарфоровая фабрика Ф.Я. Гарднера сохраняла основное направление своего производства. Марка Гарднера служила эталоном для большинства русских производителей фарфора, она была образцом для подражания, а на рубеже XX века стала ценной жемчужиной в короне Товарищества фарфоро-фаянсового производства, созданного Кузнецовым. После революции 1917 года предприятие было национализировано и стало называться Дмитровский государственный фарфоровый завод. В условиях хозяйственной и транспортной разрухи был затруднен сбыт товаров, но производство, на котором были заняты 11 тысяч рабочих, продолжалось.

 

"Советский" штамп завода


Каким-то чудом удалось сохранить до наших дней этот уникальный фарфоровый промысел, который скрыт от любопытствующих взглядов в густой зелени Вербилок. В этом затаенном уголке подмосковной земли работают люди, чьи руки поистине золотые. Эти руки сохранили традиции основателя фарфорового завода англичанина Франца Гарднера. В живописном цехе работает коренная жительница поселка Вербилки, живописец Людмила Евгеньевна Цветкова. Живописцем Людмила Цветкова стала неслучайно. Она родилась в семье людей, которые всю свою трудовую жизнь отдали фарфоровому заводу. Отец Людмилы Евгеньевны работал на печах, где обжигались изделия из фарфора. А мама наносила на изделия вот такие обводки. Такая специальность называется отводчица. Родители много рассказывали дочери о производстве. Любовь к рисованию пришла в детстве, а в школе получила практическое применение – Людмиле Цветковой поручали оформление школьной стенгазеты. Сразу после окончания средней школы в Вербилках Людмила Цветкова решила попробовать свои силы в живописном цехе фарфорового завода. Сегодня она с гордостью и любовью вспоминает о своем наставнике Сергее Борисовиче Стрельцове, который научил ее всем премудростям живописца. Это были далекие 70-е годы. Порой приходилось часами, не отрываясь следить за рукой учителя. И как это он так лихо выводил на белоснежном фарфоре замысловатые вензеля и изящные рисунки. По словам Людмилы Цветковой, точные движения руки с кистью вырабатываются годами. Как и создание в рисунке нужной цветовой гаммы. И непрерывная работа. Если художнику или живописцу не создать условий для работы, отправить его в долгосрочный отпуск, он тут же потеряет навык, хватку. К счастью, такого не случилось на заводе «Фарфор Вербилок».

 

Живописный цех


В 1995 году было основано дочернее предприятие «Промыслы Вербилок», перед которым была поставлена задача возрождения и сохранения традиций дореволюционного гарднеровского фарфора. Сегодня на заводе трудятся около 300 сотрудников, из них 15 живописцев. Основной проблемой на производстве остаются высокие налоги и цены на энергоносители. Российский рынок буквально завален дешевым китайским и украинским фарфором. И, несмотря на эти препятствия, завод в Вербилках живет, ищет новые формы и стили. И находит. С помощью таких, как живописец Людмила Цветкова.
В советское время для подготовки рабочих кадров при заводе было создано профессиональное училище №79, которое готовило, в том числе и живописцев. Сюда, в Вербилки с удовольствием приезжали девчонки и мальчишки из других областей и союзных республик. Например, Наталья Катанина приехала из Свердловской области, да так и осталась на заводе. И нисколько об этом не жалеет. Кстати, 30 лет назад в живописном цехе работало больше мужчин, чем женщин. Сегодня – ни одного. Пугают низкие зарплаты, да еще и с задержками.

 

Музей завода


Живописцы сегодня работают с импортными красками, кистями и перьями. А раньше были свои, отечественные. И лучше по качеству. Хороший инструмент – это ведь залог успеха. Изменился и подход к реализации продукции. В связи с этим живописцам нужно быстро перестраиваться с одного рисунка на другой и выполнять заказы в короткие сроки. Если нужно, то мы можем выполнить любой заказ, если нужно, то и ночью рисовать будем, – говорят женщины. Жаль только, что получаем мало и смены достойной нет. А так работать можно.
Настоящие таланты остались сегодня в живописном цехе. Да и в других цехах своих мастеров хватает. И все они понимают, что без поддержки местных и областных властей у их родного завода просто нет будущего. Например, старые печи приносят убытков на 3 млн. рублей в месяц. Поэтому было принято решение о покупке в кредит совместно с областным правительством новой португальской печи. Для выхода из кризиса на завод был вынужден приехать даже зампред правительства Московской области Александр Ильницкий.

В трудные годы кризиса, которые наступили в новой России, была идея продать производство родственникам английского промышленника. Но не продали, одумались. И, наверное, правильно сделали. А иначе потеряли бы вот таких женщин с золотыми руками как Людмила Цветкова. И ее коллег по живописному цеху, которые, так же как и она считают себя одной большой семьей.