Сайт для всех, кто любит родную землю. При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Деревеньку» обязательна.

Совет депутатов городского поселения Яхрома

В связи с решением Совета депутатов городского поселения Яхрома о поддержке инициативы главы Дмитровского района Трошенковой Е.Б. о создании городского округа Дмитров, которое противоречит Конституции РФ и Федеральному закону №131 редакция сайта «Деревенька» закрывает раздел «Совет депутатов». Теперь он не будет обновляться. Сожалеем!

Статья 131 Конституции РФ 1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

 

 

Разговор о местном самоуправлении

 

О местном самоуправлении, которое реализуется сегодня на территории всей России, я решил написать отдельную статью, ибо считаю, что именно самоуправление – основная база, на которой держится вся современная сельская жизнь.
С реализацией в жизнь федерального закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» мы стали жить по-другому. Что же реально изменилось в нашем непростом обществе, какие первые плоды принес закон народу? В законную силу федеральный закон №131 вступил с 1 января 2006 года. Цель его – приблизить власть к народу, дать простым людям почувствовать себя настоящими хозяевами. В первую очередь закон о местном самоуправлении направлен на выстраивание вертикали власти. У каждого «этажа» власти – федерального, регионального, муниципального и поселенческого – имеются свои полномочия и свои обязанности перед населением. Например, если у жителей Дмитрова или Яхромы потёк в доме кран или засорился мусоропровод, то теперь им не нужно сразу же писать гневные письма губернатору Подмосковья или президенту России. Поначалу нужно обратиться на первый «этаж» власти, к избранным депутатам и главам городских и сельских поселений. Кстати, после состоявшихся 4 сентября 2005 года выборов в Дмитровском муниципальном районе чиновников значительно прибавилось. Мы избрали глав и депутатов городских и сельских поселений – всего более 150 человек. В каждом поселении избранные главы обзавелись новыми командами административных работников и внесли свои изменения в структуру управления поселениями. Отныне Дмитровский муниципальный район разделен на пять городских (Дмитров, Яхрома, Деденево, Икша, Некрасовский) и шесть сельских (Большерогачевское, Габовское, Костинское, Куликовское, Синьковское, Якотское) поселений.
Первое, с чем столкнулись на первых заседаниях депутаты городских и сельских поселений – это с весьма ограниченными полномочиями. Судите сами. В соответствии с законом №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2006 года поселения решают всего 18 вопросов местного значения. Все их перечислять не стану, скажу лишь, что депутаты уже придумали очень точное им определение – «полномочия дворника». Например, в числе вопросов, которые полномочны решать главы и депутаты на местах – организация ритуальных услуг, благоустройство и озеленение, сбор и вывоз мусора, участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций. Все остальные вопросы, которые, в общем-то, и составляют основу для жизнедеятельности населения, решают органы местного самоуправления Дмитровского муниципального района. Подписанный губернатором Подмосковья закон действует до 1 января 2009 года, и этот период назвали переходным. Если уж откровенно, то полномочия, которые вверило государство поселениям, можно назвать контрольными, а уж никак не созидательными. В переходный период нужно всего лишь следить на местах за исполнением закона, поддерживать в силу своих ограниченных возможностей порядок на территориях, заниматься обслуживанием ЖКХ, привести в порядок инвентаризацию земли и т.д.
Известно, что схема местного самоуправления была позаимствована из Европы и США, где она уже давно и успешно работает. Но такой прямой перенос норм и правил, которые существуют в местном самоуправлении европейских стран на российскую почву, не дал тех плодов, о которых задумывались авторы закона. Прежде всего, потому что, дав определенные полномочия на уровень муниципалитета, денег на реализацию данных полномочий муниципалитетам не выделили. В итоге ни главы городских и сельских поселений, ни депутаты не могут реально решать вопросы местного значения в силу отсутствия финансирования. То есть финансовая схема муниципалитетов осталась старой – все деньги получает районный бюджет, а финансовое управление районной администрации распределяет средства по поселениям на свое усмотрение, спускает сметы на места.

 


С большими трудностями столкнулись главы и депутаты при обсуждении и принятии устава поселений. Основная проблема – отсутствие у избранных чиновников элементарной юридической грамотности. Ведь устав городского или сельского поселения – весьма серьезный юридический документ, требующий тщательной проработки. На депутатские столы легли многостраничные уставы поселений, положения о прядке проведения советов депутатов, публичных слушаний, о правилах подачи депутатских запросов и т.д. Все это предстояло изучить внимательнейшим образом. Из всех 18-ти полномочий наиболее значимой и ответственной оказалась функция управления муниципальной землей и имуществом – можно продавать и (или) сдавать муниципальную землю в аренду. Для решения определенных вопросов на местах это полномочие действительно оказалось весьма полезным. При условии, что им пользуются умелые руки и светлые головы. Но и здесь оказался острый подводный камень. Чтобы пользоваться муниципальной землей, ее нужно учесть, провести инвентаризацию и дать ей кадастровую оценку. Оказалось, что большая часть земли в поселениях не учтена, то есть является, по сути, бесхозной. Работа по инвентаризации муниципальной земли ведется до сих пор и продолжится еще несколько лет. Что же касается других полномочий, то они стали для поселений даже некоторой обузой. Ну что, например, делать депутатам и администрациям с организацией ритуальных услуг без дополнительного финансирования? Или как улучшить вывоз мусора и обслуживание населения автотранспортными предприятиями? Все остальные важные полномочия перешли к органам местного самоуправления Дмитровского муниципального района.
Идея федерального закона №131 заключается в том, чтобы дать поселениям почувствовать себя вполне самостоятельными субъектами. А самостоятельность дается, прежде всего, деньгами. Но в так называемый переходный период федеральные власти не решились доверить поселениям самую важную для хозяйственной деятельности составляющую – формирование собственного бюджета. Осталась старая схема распределения денежных поступлений: все деньги из федерального и областного бюджетов получает Дмитровский муниципальный район, затем на районном совете депутатов утверждается бюджет, а в поселения приходят отрезанные куски пирога – сметы доходов-расходов. Сколько попросишь, столько и дадут. Но переходный этап – позади. Теперь вся надежда – на мудрость глав и депутатов городских и сельских поселений Дмитровского муниципального района, которым доверили самое ценное – самостоятельное формирование собственных бюджетов. Местное самоуправление стало, наконец, «настоящим».

 

Грустный юбилей

 

В 2013 году отмечает свой грустный юбилей Федеральный закон №131 «О местном самоуправлении». Он был принят в октябре 2003 года для того, чтобы «приблизить власть к населению», но, судя по всему, внес больше конфликтов и анархии на местах. Потому и грустный, что радоваться пока нечему.

После принятия 131-го закона и состоявшихся в 2005 году выборов в Подмосковье вместо 70 городов и районов появилось около 400. Район, районный центр, городские и сельские поселения стали независимыми друг от друга. У них появились свои бюджеты, советы депутатов и дополнительная армия чиновников в лице многочисленных советников, помощников и руководителей отделов. Каждое поселение стало доказывать соседу, что оно автономно и справится со своими полномочиями самостоятельно. При этом финансов для осуществления полномочий в полном объеме нет ни в районе, ни в городе, ни уж тем более в сельских поселениях.
С принятием закона о местном самоуправлении была введена двухуровневая система местной власти, которая подразумевает разделение имущества. Городские и сельские поселения получили всю прогнившую систему ЖКХ. А как ее обслуживать, если нет ни средств, ни квалифицированных кадров?

Сегодня эксперты утверждают, что Федеральный закон №131 противоречит Конституции РФ. А еще они считают, что этот документ писали специалисты, которые понятия не имеют, что такое наша страна. Будто писал его какой-то немецкий профессор, который и представления не имеет о реальной жизни в России. В Подмосковье о проблемах со 131-м законом впервые заговорил избранный недавно на пост губернатора Подмосковья Андрей Воробьев. Летом 2013 года он встречался с жителями Можайска. Люди просили Воробьева отменить 131-й закон на территории Подмосковья, сделать так, чтобы и Можайск, и район были, как раньше, единым и неделимым целым. Губернатор тогда обещал подумать. В планах областного правительства – попробовать объединить Каширу и Каширский район, Люберцы с Котельниками, Коломну и Коломенский район. Но для этого нужны референдумы. Пойдет ли на них уставший от проблем и бесконечных выборов народ?

P.S. Губернатор Воробьев все-таки услышал глас народа (жителей Можайска) и дал распоряжение начать в ноябре подготовку административной реформы. Часть муниципалитетов будут объединены. В обсуждении этого вопроса примут участие, как районные власти, так и жители. Областное правительство собирается провести в ряде районов референдум по вопросу укрупнения местных администраций. По словам губернатора Московской области Андрея Воробьева, реформа муниципалитетов принесет больше порядка в структуру власти на местах, а кроме того, может принести солидный экономический эффект. Экономия составит несколько миллиардов рублей. В Подмосковье около 360 муниципальных образований, из них 188 – сельские поселения. Многие не имеют в своих бюджетах достаточных средств для осуществления полномочий. Много средств тратится на огромный штат депутатов и сотрудников администраций поселений.

 

Декларации о доходах

 

23 октября 2015 года Госдумой с подачи депутатов-единороссов Ирины Яровой и Сергея Неверова был принят Федеральный закон №303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», обязывающий сенаторов и депутатов всех уровней, в том числе муниципальных подавать до 1 апреля декларации о своих доходах, расходах, имуществе. Поводом к законодательной инициативе стал отказ 200 региональных депутатов, работающих на непостоянной основе, подавать декларацию о доходах по итогам 2014 года. Прокуратура не добилась для них наказания, потому что действующий закон не обязывает парламентариев декларировать свои доходы и расходы и имущество. Сейчас ответственностью за такой отказ является публикация на сайте и в газете законодательного органа.  

Согласно новому закону если декларация не будет подана в срок, депутат будет лишен мандата. Закон накладывает запрет на зарубежные счета и активы для депутатов городских округов и глав муниципалитетов. Кроме того, депутаты, работающие в заксобраниях на непостоянной основе, но имеющие собственные предприятия, больше не смогут возглавлять профильные комитеты, деятельность которых напрямую связана со сферой их бизнеса. До нововведения это вменялось в обязанность федеральным чиновникам, губернаторам, главам республик, парламентариям Госдумы и Совета Федерации. В первоначальной редакции закон обязывал подавать декларации депутатам, которые работают на постоянной основе, то есть получающие зарплату за парламентскую работу. Однако члены Совета Федерации, единороссы Андрей Клишас, Дмитрий Азаров, депутаты Госдумы Александр Бурков («Справедливая Россия»), Алексей Диденко (ЛДПР), Вадим Соловьев (КПРФ) и Виктор Кидяев («Единая Россия») внесли поправки в закон №303-ФЗ, которые обязывают теперь подавать декларации всем категориям депутатов, в том числе работающим на непостоянной основе. Теперь декларации должны подать 300 тысяч муниципальных депутатов и 25 тысяч региональных и местных должностных лиц. Поправки единогласно поддержали Матвиенко и Нарышкин. Юристы считают, что закон №303-ФЗ противоречит Конституции РФ. В соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, что подразумевает под собой невмешательство со стороны представителей федеральной и региональной власти в их деятельность. Об этом, кстати, заявлял Путин, имея в виду именно госслужащих, а не муниципальных депутатов, работающих на общественных началах.

На совете депутатов городского поселения Дмитров (состоялся 25 марта 2016 года) депутат от КПРФ Валерий Винокуров сообщил, что муниципальные депутаты некоторых районов Подмосковья отказались от подачи деклараций, считая это нарушением действующего законодательства. Сам Винокуров назвал новый закон «маразмом».