Сайт для всех, кто любит родную землю. При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Деревеньку» обязательна.

Угольная сторона

Смоленский храм села Чернеево

 

Село Чернеево сельского поселения Большерогачевское знаменито по нескольким причинам. Во-первых, история этого населенного пункта глубоко уходит к временам многочисленных междоусобиц Великих тверских князей с московскими, то есть к XIII веку. Во-вторых, Чернеево – самая крайняя северо-западная точка Дмитровского района. В-третьих, именно здесь был распространен очень древний, известный аж со времен Киевской Руси угольный промысел.

Начиная с XIII столетия, гордые тверские князья никак не желали уступать свои земли московскому князю. Между ними время от времени возникали вооруженные конфликты. Местность, где находится сегодняшнее село Чернеево, и тогда была пограничною с Тверским княжеством. Московские князья для охранения своих границ посылали сюда воинов, обладавших могучей физической силой. Эти свойства впоследствии отличали местных жителей от жителей соседних районов.
Обилие леса, близость рек Яхромы и Сестры, плодородные почвы, луговые поймы – все это привлекало людей для поселения. С первых лет своего существования деревня Чернеево, впоследствии ставшая селом, была вотчиной Николо-Пешношского монастыря. Жители Чернева, как все в Рогачевской волости, издавна занимались земледелием и торговлей. И это, надо сказать, ловко получалось. Торговать было выгодно, потому что поблизости протекала судоходная река Сестра. В семи верстах под селом Рогачево находилась пристань. К тому же через Чернеево проходил большой тракт, соединявший Москву с северными городами. Основным товаром были хлеб, мясо, рыба, овощи. Крестьяне из Чернеева привозили товар в Рогачево, а оттуда на обозах он уходил в Москву.
Местный старожил Людмила Трифонова говорит, что до революции 1917 года село Чернеево было большим, более двухсот домов. Здесь имелся трактир и две чайные, школа. Занимались местные жители и еще одним очень древним промыслом – угольным. Сначала готовились угольные ямы. Потом в них закладывалась древесина и поджигалась. Ямы засыпались землей, чтобы прекратить доступ воздуха. Иначе пожар, вся древесина прогорит и угля не останется. Древесный уголь, который готовили мужики из Чернева, пользовался большим спросом. Он находил применение на карандашных фабриках, в медицине, при производстве водки. Сульфоуголь использовали в котельных для предохранения котлов от накипи. Но в основном отправлялся на флот, в паровые топки. В лесу рядом с селом сохранились угольные ямы. Крестьянская жизнь была тяжелой, с утра до ночи пилили лес и закладывали его в ямы. Готовый уголь грузили на возы и отправляли заказчикам. Угольщики тогда были в большой цене, до революции они освобождались от налогов.

В 1673 году в селе Чернеево была построена деревянная церковь во имя святого великомученика Дмитрия Солунского. Через некоторое время московским купцом Ильей Мошкиным здесь была построена новая каменная церковь. Не желая предавать сожжению древнее, но еще крепкое деревянное здание, прихожане сел Чернеево и Рогачево по взаимному согласию и с благословения митрополита Филарета перенесли ее на рогачевское приходское кладбище и поставили ее на каменный фундамент. В 1864 году в Черневе появилась новая кирпичная церковь Смоленской Божьей Матери. Сегодня она осквернена и разрушена. Но служба в церкви проходит. На сельском кладбище возле храма расположена часовня, которая представляет собой каменный часовенный столп на месте престола разобранной деревянной церкви. Местная жительница села Людмила Трифонова вспоминает, что священник церкви Смоленской Божьей Матери Михаил Воронцов преподавал в земской школе точную науку – математику. Люди со смирением приходили в церковь, блиставшую золочеными крестами.

 

Уцелевшие настенные росписи Смоленского храма

 

Согласно книге «Дмитровский уезд Московской губернии» население села Чернеево Рогачевской волости составляло к 20-м годам XX века 410 человек. Люди в Черневе, которых осталось сегодня около десятка, глубоко верующие, до сих пор чтят древнейшую икону Смоленской Божьей Матери. От церкви остались стены, остатки иконостаса и огромные железные ворота. Кое-где на стенах проглядывают полуистлевшие церковные росписи. Кто-то из дачников умудрился спилить «болгаркой» часть каменной арки. Москвичи с удовольствием тащат из полуразрушенной церкви все, что попадается под руку. На ржавой табличке еле видна надпись: «Охраняется государством». Но все же, местные жители надеются на возрождение церкви.
Народ в селе Чернеево веселый, не унывает. Как и предки пять веков назад, люди ходят в лес за дровами, воду черпают из колодцев. Жизнь просыпается здесь летом – начинается дачный сезон. Автолавка заглядывает сюда два раза в неделю. Кое-кто держит подсобное хозяйство. Свое – оно всегда вкуснее. Места здесь дикие, говорят, по вечерам в село иногда заглядывают кабаны. Дикие животные чувствуют себя в чернеевских лесах весьма комфортно. Заслуга в этом – сотрудников Дмитровского общества охотников и рыболовов, которые не забывают в зимнее время подкармливать кабанов и лосей.