Сайт для всех, кто любит родную землю. При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Деревеньку» обязательна.

"Золотая земля" на болоте

Храм Рождества Богородицы села Пустынь

 

Село Пустынь сельского поселения Большерогачевское находится на правом берегу реки Сестры на самой северной границе Дмитровского района. В лесных дебрях этого края когда-то в изобилии водились медведи, волки и прочая живность. Зверь любит такие дикие и непроходимые места. До сих пор округа так и осталась неосвоенной. Разве что местный фермер Алфимов распахал поля и неторопливо занимается выращиванием овощей. Краеведы до сих пор ломают голову над старинным названием села – Медведева Пустынь. То ли из-за обилия медведей в лесах, то ли по фамилии первого владельца было названо это село. Есть своя версия и у местных жителей: они считают, что так прозвал эту деревню царь Иван Грозный, когда на его экипаж напали медведи. Между прочим, люди часто встречают в окрестных лесах следы этого зверя, а кому–то довелось и увидеть косолапого. Возможно, в поисках пищи медведи заходят в наши леса из соседней Тверской области.

 

В храме регулярно проходят службы


Первыми в этих краях заселились монахи. Точная дата основания древнего монастыря на берегу реки Сестры неизвестна. Зато известна дата первой постройки деревянного храма в Медведевой Пустыни – 1360 год. В 1540-е годы Великий царь Иван Грозный после продолжительной болезни совершал паломничество в Кирилло-Белозерский монастырь. По дороге он остановился в Николо-Пешношском монастыре и сделал крупный денежный вклад. На эти средства в 1547 году в селе Пустынь было начато строительство каменного храма Рождества Пресвятой Богородицы. В 1764 году монастырь был упразднен, и на его территории разместилась женская богадельня, просуществовавшая до 1814 года. В 1809 году сюда была перевезена деревянная «зимняя» Спасская церковь из соседнего села Дулово, но до наших дней она не сохранилась – ее уничтожил пожар в 1991 году. Рядом с храмом Рождества Богородицы возвышается трехъярусная колокольня, построенная в XVI веке и перестроенная в 1871 году. В 1937 году храм был закрыт, имущество разграблено. И только в 1999 году православную святыню передали Русской Православной Церкви. Службы в храме проводит настоятель Николо-Пешношского монастыря отец Григорий, а помогает ему монах Киприан. Он то и рассказал об истории храма. Здание построено из кирпича в строгом стиле русского классицизма. Кое-где на стенах видны бойницы. Монах Киприан говорит, что бойницы и тайные ходы в стенах храма были сделаны неслучайно. Ведь во времена царствования Ивана Грозного продолжались междоусобицы между удельными князьями. Храм в Пустыни находился как раз на границе с Тверским княжеством и выполнял функции форпоста. А еще монах Киприан поведал о кирпиче, который использовался при строительстве церкви и колокольни. При Иване Грозном размер кирпича имел значение: самым крупным был монастырский, затем дворянский, купеческий. Самый мелкий использовали мещане. Не дай бог построишь жилище с нарушением размера кирпича и сословия – голову с плеч! Сегодня реставрация храма приостановлена – нет денег. С 1991 года на ремонт было потрачено всего 2 млн. рублей. На эти средства строители успели отреставрировать барабан и установить крест. Золотили крест прямо на куполе по специальной технологии. Еще предстоит восстановить иконостас, настенные росписи и сделать ремонт колокольни.

 

Надписи храма на старославянском языке


Самому старому дому в селе Пустынь – ровно сто лет. Он был построен сразу после пожара 1911 года, когда сгорело почти все село. Огонь уничтожил много купеческих домов. Постепенно село отстроилось. Несколько раз в неделю в сельском клубе показывали кинофильмы. На престольный праздник сельчане закатывали веселые торжества. С особым трепетом относились к реке Сестре. В некоторых местах ее глубины доходили до 12 метров. Опытные рыбаки ловили в таких омутах огромных сомов. На окраине села под берегом Сестры находится родник – источник с ключевой водой. Сюда часто наведываются верующие люди, они считают эту кристально чистую воду святой и лечебной. Родниковую воду использует для питья вся округа – в других местах вода годится лишь для технических целей. Вся проблема в том, что родниковые воды в селе Пустынь находятся слишком близко к поверхности. Из-за этого в садах и огородах сельчан практически не плодоносят косточковые деревья и яблони – они не выносят переизбытка влаги.

 

Река Сестра


Есть в нашем Водном кодексе такое понятие – водоохранная зона. Это территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной или иных видов деятельности. Иными словами, запрещены складирование бытовых отходов, строительство, мойка автомобилей. Так вот, водоохранная зона реки Сестры составляет 200 метров. Местные жители были возмущены, когда узнали, что на территории водоохраной зоны власти сельского поселения Большерогачевское выделили для индивидуального жилищного строительства три земельных участка по 15 соток каждый. Земля тут «золотая» - экологически чистый район, живописная река, святой источник. По словам местных жителей, участки под застройку выделены работникам Дмитровской администрации.
Чем руководствовался глава сельского поселения Большерогачевское Михаил Хохлов при выделении этих участков? Безусловно, генеральным планом своего поселения, на котором обозначены все объекты недвижимости. На плане четко обозначены все водоохранные зоны рек Яхромы и Сестры. Для чего тогда нужно было идти на нарушение Водного кодекса? Низкорослый лесок вдоль реки Сестры особенно дорог сельчанам, ведь он защищает село от ветра, не дает местности заболачиваться. Сотрудники земельного отдела администрации сельского поселения Большерогачевское прекрасно знали или, по крайней мере, должны были знать, что выделяемые земельные участки находятся не только на территории водоохраной зоны реки, но и на болоте. Вдобавок, здесь проходит высоковольтная линия электропередач. Все эти факты жители села изложили на бумаге и передали в прокуратуру.
Занимаясь подобными делами, не перестаешь удивляться – неужели в таком большом поселении не нашлось подходящего места? Невольно закрадывается мысль – а не для других ли целей выделяются земельные участки на болоте? Люди не хотят войны, конфликтов с чиновниками, они хотят всего лишь соблюдения законности со стороны местной власти. Жители села Пустынь настроены весьма серьезно и намерены идти до конца. Глядя в их уверенные лица, нисколько не сомневаешься в их успехе.

 

Ильин день в Медведевой Пустыни

 

2 августа – Ильин день. В селе Медведева Пустынь снова на всю округу зазвенели голосистые колокола Рождественского храма. Ильин день – престольный праздник в селе. Первыми в этих краях заселились монахи. Строительство каменного храма началось в 1547 году на средства царя Ивана Грозного, а закончилось в 1556 году. Рядом с храмом возвышается трехъярусная колокольня, построенная в XVI веке и перестроенная в 1871 году. Она служила монахам не только колокольней, но и дозорной башней, бойницей. С нее монахи приглядывали за соседним Тверским княжеством, так как здешние князья были охочи до чужой земли и часто совершали набеги. В 1937 году храм был закрыт, а церковное имущество разграблено. И только в 1999 году православную святыню передали Русской Православной Церкви.

 

Рождественский храм. 2 августа 2018 года


Сегодня Рождественский храм села Медведева Пустынь официально является подворьем Николо-Пешношского монастыря. Указ об этом подписал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий 8 сентября 2009 года. Поэтому настоятелем здесь служит глава Николо-Пешношского монастыря игумен Григорий Клименко. Он проводит здесь все службы, хлопочет о восстановлении церкви. В Ильин день отец Григорий в сослужении священников Аристарха и Мирона совершил божественную литургию и Крестный ход к святому источнику, расположенному на берегу реки Сестры.
После молебна игумен Григорий освятил воду в иточнике и пожелал всем мира и благоденствия. Реставрационные работы в Рождественском храме идут медленно, средств прихожан и жертвователей крайне не хватает. Восстановительные работы в Медведевой пустыни несколько лет вела реставрационная мастерская «Ильинка» на средства министерств культуры России и Московской области. Проект разработал архитектор Герман Бессонов. С 1991 года на ремонт было потрачено всего 2 млн. рублей. На эти средства строители успели отреставрировать барабан и установить крест. Золотили крест прямо на куполе по специальной технологии. Еще предстоит восстановить иконостас, настенные росписи и сделать ремонт колокольни. За последние два года  все-таки удалось оштукатурить и побелить стены снаружи храма. А вот восстановить настенные росписи, сделать новый иконостас и приступить к ремонту колокольни можно будет лишь при наличии спонсорской помощи. Нынешние районные власти, по словам игумена Григория пока не идут на контакт и не выделяют бюджетных средств на восстановление православной святыни.

 

Освящение святого источника на реке Сестре


Местные жители рассказали, как в довоенное время праздновали Ильин день. Сначала отмечали в своих домах. В каждой семье было по 10-15 человек. К вечеру собирались в сельском клубе, пели и плясали под гармошку. В речке Сестре не купались – Илья Пророк запрещал. Пекли пироги из убранной пшеницы, угощали друг друга. Сегодня в селе 40 домов, а прописано всего 6 семей. Так что праздновать то и некому.
Прихожанка, жительница села Вера Мелехина и ее муж делают многое для восстановления храма и благоустройства села. С 2014 года она занялась очень серьезным делом – возвращением исторического названия села Медведева Пустынь. Дело в том, что почти шесть веков этот древний населенный пункт имел такое красивое название. Так его назвали неслучайно – село располагалось в глухом лесу, в котором водилось много медведей. В советское время из-за чиновничьей небрежности село записали как Пустынь и вообще присвоили статус деревни. Много раз Вера Мелехина и ее соратники писали письма в местную администрацию с просьбой начать работу по переименованию села. Людям удалось собрать уникальные архивные документы, выписки из домовых книг, в которых черным по белому написано: «село Медведева Пустынь». Несколько раз бывший глава Большерогачевского сельского поселения Михаил Хохлов отказывал по разным причинам в просьбах местных жителей. Действительно, при нынешней громоздкой бюрократической системе сложно пройти все процедуры переименования населенного пункта. На то нужны веские причины и аргументы. Вот их то и предоставили сельчане в полном объеме на 88 листах: архивные копии, протоколы голосования и т.д.. В 2018 году дела немного сдвинулись с мертвой точки – письмо о поддержке инициативы о переименовании села за подписью главы Дмитровского района Елены Трошенковой ушло в администрацию губернатора Московской области. Правда, там лежит оно уже больше месяца, а ответа нет.

 

Река Сестра


Вера Мелехина занимается еще одним вопросом. Многие годы в кадастре значился земельный участок площадью 4260 квадратных метров, на котором стоит Рождественский храм и небольшое сельское кладбище. В начале 2018 года выяснилось, что участок разбит на три куска. Для каких целей были проведены кадастровые работы? Для организации коммерческого кладбища? Или отчуждения от основного участка? На эти вопросы и пытается ответить Вера Мелехина.
Рядом с Рождественским храмом на завалинке в тени можжевельника сидит бабушка Екатерина Михайловна Пчелина. Ей 96 лет. Она переехала со своей семьей в Медведеву Пустынь во время Великой Отечественной войны, когда сгорела ее родная деревня Нечаево. Тогда пожар стер с лица земли соседние деревни Чешково, Софрыгино, Безбородово. После Великой Отечественной войны Екатерина Михайловна преподавала основные предметы в местной начальной школе, а потом переехала в Москву. Бабушка с удовольствием вспоминает ту пору, регулярно ходит в храм и поет песни о своей родной деревне:
«Деревенька моя, деревянная милая,
Ты стоишь над рекой, деревенька моя.
Сердце мое к тебе так и просится.
А я все не еду, дела и дела…»

После душевной беседы пригласила меня на свое 100-летие.

 

В Сестре еще много рыбы
 

Это интересно: Почему в Ильин день нельзя купаться? Одна из версий гласит, что в Ильин день вода начинает цвести в водоемах – покрывается тиной и может нанести вред здоровью. По другой, нельзя купаться, потому что «Илия пророк воду остудил». Согласно поверью, когда Илья на небо отправился в колеснице, одна из лошадей с копыта потеряла подкову. Она упала в воду и остудила ее. Еще одна версия рассказывает, что в ночь на Ильин день нечистая сила: водяные, русалки, черти – собирались у водоемов и начинали там хозяйничать. Смельчаки могли утонуть от судороги или разрыва сердца, нахвататься бородавок и других речных недугов.
В Ильин день, по народным обычаям, не работали, чтобы не разгневать Святого Илию – в праздник работы в поле или в огороде могут привести к гибели урожая, поэтому в старину люди старались все дела отложить и отдохнуть в этот день. На Ильин день можно ухаживать за пчелами и заготовить воск для свечей. В народе считают, что именно на Ильин день сделанные свечи обладают особой энергией и могут защитить от всего дурного. Стоять под деревом, кричать, ругаться и браниться в Ильин день – плохая примета, так как молния в этот день может поразить грешника. Стоять на перекрестках, где собирается разная нечисть, также плохая примета. По обычаю, в Ильин день нельзя дебоширить, сквернословить и злоупотреблять алкоголем – праздник нужно провести с открытым сердцем и добрыми мыслями. По обычаю, отмечать Ильин день начинали накануне – с помощью различных обрядов старались защитить себя от болезни и сглаза, а дом от ливня, молнии и града. Обрядовое печенье также пекли накануне. По приметам, дождь в Ильин день указывает, что в предстоящем году будет мало пожаров, а урожай будет богатым. Поэтому люди молились пророку о даровании дождя. В Ильин день, по обычаю, собирали дождевую воду, так как смыть сглаз и порчу, по приметам, можно было, умывшись ею. На Ильин день считалось, что вся нечистая сила, спасаясь от огненных стрел пророка, превращается в различных зверей – лисиц, зайцев, волков, кошек, собак. Посему в Ильин день бытовал обычай не пускать в дом собак и кошек, чтобы на дом не навести грозу и молнию. Охотничий сезон начинался в Ильин день, поскольку в лесах с этого дня открывались звериные, в частности, волчьи норы. По приметам, добыть «серого» на Ильин день, означало, что удача будет сопутствовать весь сезон. В природе с этого дня появляются первые признаки осени, поэтому Ильин день считался календарной границей лета – световой день уменьшается, ночь прибавляется, погода становится умеренно теплой. На Руси в Ильин день, по обычаю, устраивали крестные ходы и молились Святому о защите от сглаза и болезней, об урожае, о подходящей для полевых работ погоде. По обычаю, на Ильин день выпекали первые караваи из зерна нового урожая.