Сайт для всех, кто любит родную землю. При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Деревеньку» обязательна.

Личное мнение

Здесь размещены авторские статьи журналистов о беспределе в отечественном сельском хозяйстве, разворовывании земли сельскохозяйственного назначения, чиновничьих взятках, ущемлении прав сельчан, превращении усадебных комплексов в потешные заведения и многом другом. Выводы делайте сами.

 

 

Выборы – дело тонкое

 

ЕГОР ПОДБЕРЕЗОВИКОВ - журналист

 

Много интересных событий в политической жизни России произойдет в ближайшие два года. 4 декабря 2011 года состоятся выборы в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации. 11 марта 2012 года состоятся выборы Президента России. На выборах в Госдуму нас ждут некоторые новшества. Например, 10 % участков по всей стране будут оборудованы электронными комплексами обработки избирательных бюллетеней – КОИБами, таких комплексов будет около 20 тысяч. Ещё около 10 тысяч избирательных участков будут оборудованы веб-камерами. Также планируется, что будет широко использоваться голосование с помощью мобильных телефонов – по SMS или при помощи специального Java-приложения. На выборах в Госдуму 2011 года партии будут собирать 150 тыс. подписей, а в дальнейшем число подписей уменьшится до 120 тыс. подписей. Также устанавливается, что партии, представленные в не менее чем одной трети региональных парламентов, также освобождаются от сбора подписей. В 2012 году впервые Президент России будет избираться на 6 лет. Ну что ж, самое время немного поговорить о сложившейся в нашей стране выборной системе.

 

 

На сегодняшний день в России сложилась так называемая пропорциональная избирательная система. Это система формирования выборных органов власти через партийное представительство. Места (мандаты) распределяются в строгом соответствии с числом набранных партиями голосов. В чем плюсы и минусы этой системы? Плюсов немного, а вот минусов значительно больше.

Первый минус. С 2007 года в России отменили одномандатные округа и ввели партийные списки в многомандатных избирательных округах. При «закрытом списке» избиратели голосуют за партийный список, а не отдельного кандидата. Каждая партия получает количество мест пропорциональное полученным голосам. Эти места занимают представители партии в том порядке который они занимают в партийном списке. Эта система используется при выборах в Европейский парламент во всех странах Европейского союза. Эта система используется также в Израиле, где вся страна является одним избирательным округом с одним «закрытым списком». Недостатков такой выборной системы – множество. При закрытых списках возможно использование «технологии паровоза», когда во главу избирательного списка ставятся популярные личности, которые затем отказываются от своих мандатов, в результате чего в парламент попадают никому не известные личности из конца списка («вагоны»). Система распределения голосов зачастую непонятна плохо информированным избирателям. Если партийные списки «закрытые» и избиратели голосуют за весь список, то ослабевает связь между избирателями и их выборными представителями. До 2007 года мы знали каждого депутата Госдумы, за которого голосовали, что называется «в лицо». Например, депутат Госдумы Валерий Гальченко и депутат Мособлдумы Николай Черкасов перед очередными выборами чуть ли не каждый день появлялись в Дмитровском районе, встречались с избирателями, агитировали, призывали, раздавали подарки, обещали… Сегодня ситуация кардинально изменилась. Ни к чему теперь встречаться с людьми, ведь и Гальченко, и Черкасов, став единороссами, попали в «золотой» список правящей партии. Теперь большинство наших дедушек и бабушек голосуют за партийные списки «Единой России», и кандидаты-единороссы автоматом становятся депутатами. Спросите любого жителя Дмитровского района, когда он в последний раз видел депутатов Гальченко и Черкасова? Ответ будет одним: «Не видел и в лицо не знаю».

 

 

Второй минус. Для обеспечения большинства в парламенте партия власти пошла еще на один шаг. В России с 2007 года барьер на выборах Государственной думы повышен с 5 до 7 %. То есть этим шагом единороссы избавляются от лишней конкуренции. Попасть в Госдуму мелким партиям теперь практически невозможно.

Третий минус. Что еще можно сделать для того, чтобы выборы сделать максимально недемократичными? Правильно. Убрать из избирательных бюллетеней пункт «Против всех». Что подразумевает этот пункт? Как одна из форм протестного голосования, этот пункт позволяет принять участие в голосовании, не выбрав ни одного из кандидатов в бюллетене. В СССР при выборах с одной кандидатурой использовалось голосование «за» и «против» кандидата. В России этот пункт применялся с 1991 года, а вот с 2006 года был исключен из бюллетеней.

Много нововведений в закон о выборах внесла наша доблестная Госдума. Разрешила судам и избирательным комиссиям снимать с выборов кандидатов и политические партии, допустившие экстремистские высказывания, отменила минимальный порог явки на выборах всех уровней. Из последних новаций – введение через несколько лет системы дистанционного голосования через мобильный телефон или сеть интернет. Дистанционное голосование – это голосование за пределами специально оборудованных участков. Это может быть и поезд, и соседний магазин, и собственный диван. Расположившись на последнем, можно будет голосовать с помощью мобильного телефона, загрузив предварительно специальную программу. Аналогичный способ – через спецприложения – будет использован и для голосования в интернете. Кроме того, в ЦИКе разработаны предложения и по волеизъявлению при помощи социальной карты в специальных терминалах или даже банкоматах. Основная цель дистанционного голосования – не облегчить жизнь любителям диванов, а дать возможность поучаствовать в выборах 5 млн. россиян, которые, по данным МИДа, находятся за рубежом. Вот только смогут ли новаторы обеспечить 100% безопасность дистанционного голосования? Ведь данные будут стекаться на сервера, находящиеся в сети интернет. А вдруг хакерская атака?

 

 

Судя по опросам, россияне слабо информированы о работе избирательных комиссий и не слишком интересуются их деятельностью. Практически на всех выборах у россиян достаточно много претензий к участковым избирательным комиссиям. Люди хотели бы, чтобы в этих комиссиях были шире представлены учителя, юристы, врачи, военные и работники культуры. Недоверие к работе участковых избирательных комиссий складывается еще и по фактам подтасовок, фальсификации результатов в пользу угодных властям партий и кандидатов.

Сегодня власти создали столько поводов для проведения референдумов, что их нужно проводить чуть ли не раз в месяц: повышение цен на ЖКХ, продукты питания, топливо, убийственная реформа образования, митинги в защиту 31-й статьи Конституции РФ, обострение национальных отношений, теракты и др. Но у нас в России – тишина. Последний референдум по вопросу объединения регионов прошел в 2007 году. А в городских и сельских поселениях так и подавно народ на улицу не вытянешь. Люди и не знают, как на месте организовать референдум. А ведь референдум – важнейший институт демократии. Большинство россиян сегодня уверено, что от них мало что зависит, поэтому неохотно ходят на выборы. Людям выборы начинают казаться пустой формальностью, где решающим является не волеизъявление избирателей, а какие-то иные механизмы, скрытые от посторонних глаз. Такое же отношение людей и к публичным слушаниям, которые проводятся в поселениях по тем или иным вопросам. Например, на слушания по бюджету Дмитровского района в 2010 году в администрацию в назначенный день и час не пришел ни один человек.

Государственная автоматизированная (электронная) система подсчета голосов на выборах – ГАС «Выборы» - пока еще мало знакома и не очень понятна большинству россиян. Среди основных причин, вызывающих недоверие к электронному подсчету голосов – возможность с помощью этой системы манипулировать результатами выборов, непрозрачность работы системы, отсутствие информации о том, кто ее обслуживает, плохое понимание механизмов работы этой системы, отсутствие понимания самих принципов работы системы и вообще необходимости в ее использовании, уязвимость системы от хакерских атак и взломов.

11 октября 2009 года ни один из оппозиционеров не прошел в совет депутатов городского поселения Дмитров. Выборы были весьма грамотно сфальсифицированы. Тут в этом вопросе помог «административный» ресурс – работники бюджетной сферы. В чем конкретно заключались нарушения законодательства? Чудовищно нарушался порядок досрочного голосования, порядок голосования, порядок подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования. К примеру, избирателю, отсутствующему в день голосования по уважительной причине по месту жительства должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно. Несмотря на высокий процент избирателей (от 4-5% до 18-21%), проголосовавших досрочно, избирательные комиссии не проверяли основания досрочного голосования избирателя. В результате, эта возможность была предоставлена избирателям, которые в день голосования не покидали по уважительной причине место своего жительства. Если избиратель голосует досрочно, то на лицевой стороне его бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов комиссии, заверяются печатью. Территориальная избирательная комиссия составляет список досрочно проголосовавших граждан. Но эти требования закона грубо нарушались. Конвертов с заполненными бюллетенями могло быть сколько угодно. Вся фишка заключается в том, что в период досрочного голосования волеизъявление избирателя можно контролировать.

Пора подводить итоги. Эта статья – не призыв не ходить на выборы. Это работа над ошибками, которые все-таки имеются в нашей избирательной системе. Все эти нововведения хороши только там, где соблюдаются элементарные правила и законы, где народ действительно политически активен и доверяет власти. Пока же люди сомневаются или вообще разочарованы результатами работы своих избранников. Я бы предложил снова возвратить смешанную выборную систему, где присутствовали бы многомандатные и одномандатные округа. Своих выдвиженцев нужно знать в лицо и спрашивать с них, глядя им в лицо. Доверие – дело тонкое…