Сайт для всех, кто любит родную землю. При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Деревеньку» обязательна.

Наши истоки

Троицкий храм села Сысоево

 

Село Сысоево впервые упоминается в писцовых книгах 1538 года. Тогда оно принадлежало Троице-Сергиеву монастырю и входило в приход села Кончинино, где находилась деревянная церковь Михаила Архангела. В 1898 году прихожане обратились в Московскую Духовную консисторию с прошением построить каменный храм на новом месте при селе Сысоево. В 1890 году разрешение на постройку Троицкого храма было получено. По проекту Сергея Константиновича Родионова в течение шести лет была возведена ныне существующая церковь. Основные средства на строительство пожертвовали фабрикант Иван Антонович Орлов и купец Иван Дмитриевич Першин (1862-1920 гг.). С помощью жителей окрестных деревень строительство было завершено. Храм освящен в 1896 году. Церковь сооружена в неорусском стиле по подобию «годуновских» храмов конца XVI века и увенчана приземистым шатром. Небольшая трапезная объединяет храм с двухъярусной шатровой колокольней. Стены и своды интерьера украшены орнаментом и сюжетной масляной живописью. Главный четырехъярусный и малые приделы золоченых иконостасов с иконами – современника храма. Пол выстлан метлахской плиткой. Главный престол – в честь Живоначальной Троицы, другие – в честь Архангела Михаила и святителя Николая.

Первым настоятелем храма в селе Сысоево был Иван Иванович Смыслов. Его прах покоится у подножия церкви. Здесь же захоронены строители, меценаты Иван Орлов и Иван Першин. Бывая проездом в этих местах, епископ Дмитровский Серафим Звездинский (в миру – Николай Иванович Звездинский) часто заходил в сысоевский храм. Еще в 1915 году, будучи Чудовским архимандритом, Серафим Звездинский проезжал Дмитров, когда вместе с епископом Арсением возвращался в Москву из Пешношского монастыря. Возле собора лошади встали и отказывались двигаться с места. Владыка и архимандрит пошли в собор и приложились к главной святыне города – Животворящему Кресту.

 

Серафим Звездинский

.

Епископ Арсений сказал тогда, что событие это, видимо, не случайное, есть в нем указание на какое-то Божие изволение. Три года, проведенные им в Дмитрове, остались для жителей города незабываемыми. Пламенная молитва, приобщение отпавших, взыскание заблудших, утешение старцев, воспитание подростков, непрестанное поучение словом Божиим – таким было его служение. Дмитровцы полюбили трогательное и вдохновенное служение владыки и старались не упускать возможность с ним молиться. После окончания службы они с пением молитв провожали его до самого дома. Вечерами после всенощной, в темноте, стоя на высоком крыльце, подолгу не расставался епископ со своими чадами, продолжавшими пение акафиста. 23 июня 1937 года, в день памяти святителя Иоанна Тобольского, покровителя Сибири, владыка после службы и чая вышел в садик; возвращаясь, пропел дома «вечную память». Окончив вечерние молитвы, владыка ушел к себе. В это время через палисадник в дом вошли работники НКВД. Начался обыск, проверили все и увезли владыку в 5 часов утра 24 июня 1937 года. С Ишимской тюрьмы начался последний этап земной жизни владыки Серафима. 23 августа 1937 года тройка при Управлении НКВД по Омской области приговорила епископа Серафима (Звездинского) к расстрелу. 26 августа 1937 года приговор был приведен в исполнение. В 2000 году епископ Серафим причислен к лику святых Русской православной церкви.

В советское время церковь не закрывалась. Однажды сотрудники НКВД попытались закрыть церковь, но староста храма Н.А. Прохорова даже под угрозами смерти ключи от храма не отдала. Она похоронена в церковной ограде за алтарем Никольского придела. Не пострадала церковь и во время Великой Отечественной войны. Немецкие солдаты в храм заходили, но Божья сила уберегла его от разрушения. Сегодняшний, десятый по счету, настоятель сысоевского храма отец Георгий (Депутатов) в 2007 году отметил 30-тилетие церковной службы. Вместе с матушкой Натальей он служит сысоевскому приходу и общине храма 15 лет. По соседству с церковью строится воскресная школа. Заходят в церковь люди разные, со всех окрест. Расположенная на высоком холме, рядом с автомобильной дорогой, она видна отовсюду. Люди приходят сюда со своими проблемами и заботами и находят в божьих стенах приют.

А что сегодня? Деревни превратились в дачные поселения, никто друг с другом не разговаривает, потому что огорожены высоченными кирпичными заборами. Совхоз «Дмитровский», который был образован путем слияния мелких колхозов, всех своих коров продал другим хозяйствам, в его фермах свищет холодный ветер.