Сайт для всех, кто любит родную землю. При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Деревеньку» обязательна.

Очево расположено в четырех километрах севернее железнодорожной платформы Орудьево. Впервые оно упоминается в 1628 году при описании поместья Родиона Трапезанова. В писцовой книге ничего не сказано о причине исчезновения сельца. Вероятно, оно было разорено во время смуты начала XVII века. В 1686 году за сыновьями Д. Батюшкова Иваном, Дмитрием, Архипом и Петром была записана «пустошь Очево». В начале XVIII века в Очеве имелся двор вотчинника, в котором проживало несколько дворовых людей. Так продолжалось в течение полувека, и лишь в 60-е годы XVIII века в Очеве поселились семьи крестьян.
На протяжении XVIII – XIX вв. сменилось много владельцев села. В 1705 году оно принадлежало подъячему Земского приказа Герасиму Карпову. После него владельцем Очева стал Савва Ярославцев, а с середины XVIII века – Осип Гриднев. Позже в сельце стало два хозяина, и это деление сохранилось вплоть до 1917 года. В 1768 году одной частью сельца владели вдова коллежского секретаря Петра Масленкова Пелагея Михайловна и ее сыновья Григорий и Дмитрий, а другой – коллежский советник Василий Данилов. За последним числились только дворовые люди, а за Масленниковыми – восемь крестьянских дворов, в которых проживало 64 человека «обоего полу». Вскоре жизнь сельца была нарушена новой бедой. В 1771 году в Москве свирепствовала чума, которая не миновала и Дмитровский уезд. В переписной книге 1773 года рядом с именами почти половины крестьян Очева написано: «Умер в 1771 году в несчастное время».

Настоятель Введенского храма отец Паисий

На высоком холме близ поселка Очево расположена церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы, имя которой также носит расположенное рядом Введенское озеро. Церковь была построена на средства прихожан в 1842 году в стиле ампир. В 1870 году при храме открыли начальное народное училище. Рядом покоится прах героя Отечественной войны 1812 года Павла Мерлина. В советское время храм не закрывался и хорошо сохранился. Настоятелем храма здесь – отец Паисий – небольшого роста священник с густой седой бородой. Именно он выступил инициатором возрождения церкви в соседнем селе Надеждино. Кстати, почему все православные священнослужители до сих пор носят длинные волосы и бороду? Не знаете? А вот почему. Традиция ношения бороды пришла на Русь из Византии с принятием христианства. Византия же переняла ее у Ближнего Востока – от семитских народов. По древним семитским поверьям, жизненная сила человека заключается в его волосах и бороде у мужчин. На Руси борода считалась символом мужского достоинства. Вырвать из нее клок считалось большим оскорблением. Согласно «Ярославовой правде», штраф за подобное деяние был даже больше, чем за убийство. Царь Петр I попытался насильно сбрить бороды, чтобы придать своим подданным европейский вид, а с упорствующих купцов брал за ношение бороды по 50 рублей. На крестьян и священников петровские запреты ношения бороды не распространялись.
В 1865 году владения в Очеве купили тверской купец и текстильный фабрикант Николай Иванович Каулин и дмитровский купец Илья Ионович Швецов, а саму усадьбу – московский купец Поляков. Судьба другой части Очева сложилась по-иному. С начала 1780-х годов ею владел Дмитрий Петрович Масленков, а после его смерти эта часть сельца перешла в собственность государства. Память об этом владельце сохранялась в Очеве очень долго и своеобразно: старожилы еще помнят, что жителей одной его части называли «маслятами».
После реформы 1861 года в Очеве, кроме государственных крестьян, появились крестьяне-собственники. Основным занятием крестьян было и есть сельское хозяйство, но, кроме него, зимой часть молодых крестьян-башмачников уезжало работать в Москву. Пожилые сельчане занимались извозом леса и дров. Через Очево проходила дорога на Вербилки. Когда там появился фарфоровый завод Гарднера, часть крестьян Очева встали за его станки.

 

Орудьевская сторона

Покровская церковь села Орудьево

 

В словаре Даля дается объяснение значения слова «орудье». В старину оно означало «дело», в польском языке оно и сегодня имеет такое же значение. Село Орудьево известно с давних времен. К 1555 году относится свидетельство о том, что царь Иван Грозный «жалует» село Московскому Новоспасскому монастырю в память о дяде, Юрии Ивановиче. В 1627 году село Орудьево упоминается вновь уже как вотчина Новоспасского монастыря. В документах 1627-1679 гг. впервые упоминается деревянная Покровская церковь, позже сгоревшая. 20 января 1720 года последовал указ о строительстве новой деревянной церкви. Вот запись об этом селе в книге М.Н. Тихомирова: «Орудьево Повельского стана, в 1555 году село Орудьево было пожаловано в Новоспасский монастырь царем Иваном Васильевичем по духовной дяди своего по князе Юрье Ивановиче. Значит, Орудьево уже существовало не позднее 1533 года, года смерти Юрия. Орудьеву в конце XVII века принадлежали пожни (засеянные пашни) по реке Якоте, владел ими монастырь по жалованной грамоте 1555 года». Со второй половины XVIII века при Екатерине II село вновь отошло государству: «Орудьево, село 2-го стана государственных имуществ 347 душ мужского пола, 327 женского, одна церковь, 140 дворов, 72 версты от столицы, 10 от уездного города на Кашинском тракте».

 

Топографическая карта 1852-53 гг.

 

В 1870 году в Орудьево была организована церковно-приходская школа, в ней обучалось всего 8 детей. Теперь село может похвастаться средней школой, которая входит в десятку лучших в районе. В 1876 году в селе основали галунно-ткацкую фабрику. На ней трудилось свыше 100 крестьян из близлежащих деревень. Позже она стала играть важнейшую роль в развитии села. В округе – богатые залежи торфа. Еще в 30-е годы здесь начались интенсивные торфоразработки. Большинство населения работало именно в этой отрасли народного хозяйства. В 90-х годах, когда в российской экономике начался хаос, в селе были прекращены работы по добыче торфа. Торфодобывающая отрасль погибла.

 

 

В 2005 году в агрофирме «Орудьевское» было самое большое стадо в районе – 1100 коров. В сутки предприятие давало стране до 15 тонн молока. Каждая корова ежедневно получала по три килограмма комбикорма, по 20 килограммов сенажа, на десерт – картофель, сено, да еще выпас на пастбищах. С таким рационом молоко получалось жирное и вкусное. Недаром дмитровчане с самого утра выстраивались в очередь за орудьевским молоком. Среднесуточные привесы молодняка составляли до 1 килограмма – отличный показатель! «Орудьевское» успевало выращивать картофель и откармливать бычков «на мясо». Но цена реализации губила всю работу: за 1 литр заказчики давали лишь 7-8 рублей – обычная вода в магазине стоит дороже. А себестоимость молока по самым скромным подсчетам должна быть не ниже 10 рублей.

Сегодня в связи со снижением темпов производства на фабрике «Орудьево-лента» и агрофирме «Орудьевское» жители села находят работу в городах. Это неудобно, ведь не у всех имеется личный транспорт. Большие надежды сельчане связывают с построенным в 2006 году тепличным комплексом «Подосинки», где выращивают розы с применением современных голландских технологий. Комплекс построен совместно с голландской фирмой «Dalsem Horticultyral Projects B.V.», которая является мировым лидером по строительству тепличных комплексов. В 2008 году была запущена в эксплуатацию вторая очередь предприятия, а общая площадь тепличного комплекса составила 96457 кв. метров. Открытие новых предприятий в сельской местности – это настоящий праздник для сельчан. С появлением рабочих мест возникает перспектива обновления деревенской жизни, повышения благосостояния жителей. Орудьевцы очень надеются, что тепличный комплекс принесет им не только дополнительные доходы и красивые розы, но еще и возвратит им утерянные некогда надежды и мечты.

 

 

Как в таких условиях работать нашим предприятиям? Бывший директор агрофирмы «Орудьевское» Абубакир Ибаков, зоотехник по образованию, понимал, что без государственных дотаций, компенсаций и правильной ценовой политики отечественный товаропроизводитель долго не протянет. В этом его полностью поддерживала бывший главный зоотехник предприятия Сусанна Идуева, проработавшая в «Орудьевском» не один десяток лет. А еще она горько жалеет, что к их словам ни местные чиновники, ни депутаты, ни министры не прислушались. И вот однажды наступила расплата – самое сильное когда-то хозяйство в районе было ликвидировано. Сначала порезали всех буренок, продали всю технику и землю, а потом распрощались и с работниками. Вряд ли теперь возродится животноводческая отрасль в Орудьеве.

Один из вариантов решения проблемы – возвратиться к советскому опыту плановой экономики. В 20-х годах прошлого века в молодой советской республике начал работать Госплан. Вот поэтому, несмотря на последствия Первой мировой и Гражданской войн и тяжелейшей разрухи, к 1927 году был восстановлен довоенный уровень сельхозпроизводства. Помогли бы справиться с разрухой в отечественном сельском хозяйстве и госзакупки. Тогда бы предприятия знали, что гарантированно продадут государству свою продукцию по определенной цене и в определенных объемах. Ну а если до наших чиновников не дойдет, что бездействие может привести к необратимым последствиям, что ж, будем выращивать по-старинке картошку и огурцы. Кстати, так сегодня многие россияне и поступают, хорошо экономя свой семейный бюджет.