Сайт для всех, кто любит родную землю. При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Деревеньку» обязательна.

О бедной деревне замолвите слово...

Деревня Дядьково находится в нескольких километрах от поселка Орево. Когда-то это была помещичья земля со своим поместьем. По «Писцовым книгам» за 1627-29 гг. нынешняя деревня Дядьково называлась Детково и являлась совместным «поместным сельцом» дьяка Томилы Луговкого и дмитровца Григория Коржавина.

Крестьянских поселений в округе было достаточно много. Крестьян и помещиков привлекала плодородная земля и небольшие речушки, на которых можно было строить водяные мельницы и молоть зерно. По книге «Генерального межевания» в 1782 году дядьковским имением с сельцом Дядьково и пустошами владел генерал-майор Александр Апочинин. Земли он имел 1670 десятин. Помещик скупал зерно у местных крестьян, молол его на собственной мельнице и отправлял на лошадях на рынок в Дмитров. Так в поместье деревни Дядьково появились хозяйственные постройки, амбар, фруктовый сад, несколько водоемов. В 1811 году в Дядькове появился новый хозяин – помещица Пелагея Воейкова. И было в ее распоряжении целых 118 душ мужского пола. В 1834 году – очередная «смена караула»: разделять и властвовать приходит генерал от инфантерии Николай Ртищев. Затем, в 1852 году – помещица Анна Толмачева. После отмены крепостного права в 1861 году Дядьковским имением владели братья Михаил и Василий Васильевичи Толмачевы (оба были военными). Реформа 1861 года предусматривала уничтожение личной зависимости крестьян при сохранении всей земли в собственности помещиков; предоставление крестьянам определенного количества земли, за которую они были обязаны платить оброк или отбывать барщину, и со временем – права выкупа крестьянских усадеб (жилой дом и хозяйственные постройки). К 1914 году на дядьковском болоте начались торфоразработки, здесь работало 710 человек. Перед 1-й Мировой войной (по сведениям «Памятной книги» 1914 года) торфяной массив, лежащий к югу от Петракова и Орева, был куплен у крестьян предпринимателем Богровым.

В годы войны он организовал на этих землях добычу торфа. После 1917 года это торфопредприятие объединилось с Дядьковским и получило название 5-го участка. Работы велись Товариществом Покровской Мануфактуры, которое владело Яхромской прядильно-ткацкой фабрикой. На полях Дядьковского торфопредприятия работало 12 машин и 12 артелей по 60 человек. Еще одно торфопредприятие находилось в Быкове и принадлежало товариществу М.С. Кузнецова (Вербилки). На нем к 1914 году работало 99 человек. Торф успешно добывался до начала строительства канала Москва-Волга (1932 год) Во время строительства канала добыча торфа была временно приостановлена. После сдачи канала в эксплуатацию в 1937 году торф стали добывать сразу несколько предприятий: Орудьевское (Дмитровского райтопа), Татищевское (министерства легкой промышленности), 7-й участок (Запрудненского стеклозавода).

 

 

В дореволюционное время Дядьково входило в состав Подчерковской волости. После 1917 года Подчерковская волость была преобразована в Дмитровскую, в которой, в свою очередь, создали целых пять сельских советов: Дядьковский, Надеждинский, Петраковский, Жуковский и Никольский. На 1926 год в Дядькове числилось 89 хозяйств и 491 крестьянин. Весной 1950 года крестьяне деревень Дядьково, Надеждино, Никольское, Быково, Княжево, Жуковка и Очево объединились в сельскохозяйственную артель имени Мичурина. В 60-х годах на базе артели и колхоза имени VII-го съезда Советов создали отделение совхоза «Яхромский».

Сегодня в деревне Дядьково проживает несколько семей коренных жителей. Некоторые из них кое-что вспомнили о прежней жизни. Например, нахваливали советскую систему райпо, на смену которой пришли предприниматели. Частный магазин в Дядькове работает с перебоями. За хлебом и крупой приходится иной раз ездить в поселок Орево, который находится в пяти километрах от Дядькова.

Однажды в Дядькове местный фермер решил заняться свиноводством и начал строительство свинарников. Но сил фермера хватило лишь на возведение бетонных стен. А деревня Дядьково постепенно «обрастает» высокими дачами. Посередине улицы лежат в куче новые бетонные столбы уличного освещения. Спрашиваю местных жителей, когда будут менять столбы, отвечают – а это не для нас, жителей Дядьково, это для дачного поселка. Вот так всегда было с российской деревней – о ней вспоминали в последнюю очередь.

 

Свой своего

 

В феврале 1943 года в небе над деревней Дядьково разгорелся воздушный бой. Маленький советский истребитель атаковал врага. Двумя очередями отважный советский летчик прошил топливные баки немца, и самолет тут же загорелся и рухнул на заснеженное поле. Как потом выяснилось, поверженным оказался советский бомбардировщик…

 

Бомбардировщик Пе-8

 

Морозным вечером 9 февраля 1943 в 16.35 советский четырехмоторный тяжелый бомбардировщик дальнего действия Пе-8 (№ 420107) в составе экипажа из 12 человек вылетел c аэродрома Коврово (?) на бомбардирование железнодорожного узла ДНО в Псковской области. Баки были заправлены под завязку, в бомболюках – 4 тонны авиабомб. За штурвалом корабля – заместитель командира 1-й авиаэскадрильи 746-го авиационного полка капитан Николай Александрович Ищенко. Через пять дней Ищенко готовился встретить своё 33-летие. Это был опытный пилот, начавший летать задолго до войны. В 1934 году Ищенко закончил Батайскую лётную школу гражданского воздушного флота. Работал пилотом в Свердловском авиационном отряде, за выдержку и мастерство в аварийной ситуации был награждён орденом «Знак Почёта». На пассажирском самолёте ПС-40 освоил самую длинную в то время авиатрассу Москва-Иркутск. В армии с февраля 1941 года. Был назначен заместителем командира авиаэскадрильи 212-го дальнебомбардировочного авиационного полка, созданного по инициативе будущего Главного Маршала авиации Голованова из лучших пилотов Аэрофлота. В начале войны на бомбардировщике Ил-4 Ищенко участвовал в оборонительных боях в Белоруссии. 30 июня 1941 года при выполнении боевого задания его самолёт был сбит истребителями противника. Тяжело раненный Ищенко четыре месяца находился в госпитале, но после выздоровления добился разрешения вернуться на фронт.
Самолёт, на котором вылетел экипаж капитана Ищенко – это четырёхмоторный тяжёлый бомбардировщик Пе-8. Выпуск этих машин начался перед войной, тогда они назывались ТБ-7. Название Пе-8 он получил в феврале 1942, после гибели в авиакатастрофе спроектировавшего его конструктора Петлякова. Бомбардировщик Пе-8 – это настоящий воздушный корабль с размахом крыльев в 39 метров и максимальной взлётной массой 35 тонн. Из-за сложности и трудоёмкости производства всего было выпущена 81 машина этого типа. На начало 1943 года все имевшиеся Пе-8 были сосредоточены в 746-м бомбардировочном авиаполку дальнего действия. Из-за своего малого количества самолёты Пе-8 были незнакомы советским зенитчикам и лётчикам ПВО, которые принимали его за немецкий четырёхмоторный бомбардировщик «Кондор». Иногда это приводило к трагическим последствиям. 10 августа 1941 года во время рейда на Берлин с аэродрома Пушкино под Ленинградом несколько ТБ-7 было сбито огнём советской зенитной артиллерии и истребителями ПВО.
Похожая история случилась и на этот раз. На 34 минуте полета позади бомбардировщика неожиданно появился одномоторный Як-7, который был поднят по тревоге с учебного аэродрома Дядьково. Его пилотировал летчик 183 истребительного авиаполка сержант Щелоков. Приблизившись к Пе-8, Щелоков дал по нему две очереди с дистанции около 800 метров, выпустив 280 пуль из пулеметов ШКАС и 30 снарядов ШВАК. После обстрела советская машина моментально загорелась, а бензобаки правой плоскости начали взрываться. Командир корабля, заместитель командира 1-й авиаэскадрильи капитан Николай Ищенко не растерялся и тут же дал команду экипажу покинуть горящий самолет. 11 человек экипажа выбросились с корабля на парашютах и благополучно приземлились. Сам командир направил горящий самолет от населенного пункта, перевел его на планирование, включил автопилот и только после этого сам выбросился на парашюте.

 

Похороны майора Бойченко

 

Пе-8 упал на землю и взорвался на своих бомбах  в 300 метрах от юго-западной окраины села Орудьево. В результате взрыва мощных авиабомб ФАБ-1000 и ФАБ-500 образовалась воронка глубиной в 5 метров и шириной 16-17 метров. Машина со всем оборудованием и вооружением была разнесена на мелкие куски, разбросанные от воронки взрыва на расстоянии до 500 метров. Не был найден лишь один член экипажа, как потом выяснилось  2-й пилот, командир 1-й авиаэскадрильи майор Бойченко, которого капитан Ищенко перед прыжком видел стоящим на втором сидении летчика. Поиски майора на месте падения и взрыва корабля никаких результатов не дали. Комиссия, в состав которой вошли оставшиеся в живых летчики бомбардировщика Пе-8, сделала вывод, что сигнал «я свой» – красная ракета – был дан хвостовым стрелком Пе-8 сержантом Костиным почти одновременно с открытием стрельбы по кораблю истребителем Як-7, пилотируемого сержантом Щелоковым. Позже труп майора Бойченко, накрытый парашютом и припорошенный снегом, нашли и опознали.
Местные жители села Орудьево и соседних деревень на всю жизнь запомнили эту воздушную трагедию. Вот что вспомнила жительница деревни Жуковка Надежда Васильевна Мешкова, которой тогда исполнилось 17 лет: «Зимой 1943 года чистили Дядьковский учебный аэродром от снега. В темноте приходили и в темноте уходили. Сам аэродром чистили грейдерами, а мы лопатами дочищали и снег грузили на машины. Чистили до кирпичей. И вот однажды морозным вечером из-за канала летит большой самолёт, и звук у него такой, как у немецких. Сразу дали команду нашим ястребкам, один из них догнал бомбардировщик и у Орудьева сбил. Ястребок дал две очереди, и тут же дал красную сигнальную ракету «Я свой» бомбардировщик. Но было уже поздно. Самолет взорвался, от мощного взрыва у многих в Орудьеве повылетали стекла в окнах». Заместитель руководителя Дмитровского поискового отряда «Рубеж славы» Павел Муничкин проводил раскопки на окраине села Орудьево, с помощью металлоискателя нашел много мелких фрагментов фюзеляжа Пе-8. Местные жители рассказали ему, что после падения бомбардировщика бомбы рвались еще несколько дней.
Кстати, учебный аэродром, базировавшийся в районе деревни Дядьково (сегодня на его месте расположен кинологический центр министерства обороны «Красная Звезда») стал для многих молодых летчиков могилой. Они не справлялись с управлением, допускали ошибки при взлете и посадке, калечились, гибли… Вообще, этот эпизод Великой Отечественной полон трагизма. Погиб второй пилот Пе-8 майор Бойченко. Через два месяца, 23 апреля 1943 года в бою в районе Клиновая Курской области погиб пилот истребителя Як-7 Иван Щелоков, который сбил в феврале наш бомбардировщик. Трагична и судьба Николая Ищенко.

 

Герой Советского Союза гвардии майор Николай Ищенко


Капитан Ищенко стал командиром 1-й авиаэскадрильи вместо погибшего майора Бойченко. За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июля 1943 года майору Ищенко было присвоено звание Героя Советского Союза. 746 авиаполк приказом Наркома обороны СССР от 18 сентября 1943 года был преобразован в 25-й гвардейский авиаполк дальнего действия. Победу гвардии майор Ищенко встречал в Орше, где базировались машины его полка. Всего за время войны Ищенко совершил 142 боевых вылета – 7 дневных на Ил-4 и 135 ночных на Пе-8. По случаю намечавшегося воздушного парада в честь победы над Германией из Оршы на подмосковный аэродром Быково перелетело 12 машин из состава 25-го Гвардейского полка. Воздушная часть парада Победы по метеорологическим условиям не состоялась, и самолеты до сентября оставались в Быково, а затем начали перелетать на место постоянного базирования в Оршу. 12 сентября 1945 года лидирующий Пе-8 под командованием Ищенко должен был повести всю группу домой. У самолета долго не запускался один из двигателей. Вскоре двигатель начал работать нормально, и машина пошла на взлет. Ищенко поднял свой Пе-8 на высоту 400 метров, выполнил круг над аэродромом и после четвертого разворота, проходя над летным полем, «прижал» машину к полосе и затем сделал прощальную «горку». «Горка» и впрямь оказалась прощальной. При наборе высоты у самолета сложилась правая полуплоскость, и машина рухнула на землю, похоронив под своими обломками 14 человек.
Герой Советского Союза гвардии майор Ищенко похоронен на Центральном кладбище в городе Раменское Московской области.

Разбившийся самолет с момента выпуска имел налет 302 ч. 29 м., совершил 78 посадок. Моторы с момента установки на самолет наработали 39 час.

 

Состав экипажа самолета:
Командир корабля - капитан Ищенко,
2-й летчик - майор Бойченко (погиб),
Штурман - капитан Рагозин,
Инстр. по р/навиг. инж. кап. Попрыкин,
Стр. бомбардир - мл. л-т Дерюгин,
Ст. тех. бортов. в/тех. 2 р. Литвинов,
Пом. борттех. ст. тех. лей-нт Каменецкий,
Радист ст. серж. Глухов,
Возд. стрелок ст. серж. Костин,
Возд. стрелок ст. серж. Марунчак,
Возд. стрелок ст. серж. Лобанов,
Возд. стрелок ст. серж. Казаев.